На пост сподвигли три
события. Бурное обсуждение под Магнитогорском безопасно-банковских проблем, в
отношении которых есть возможность мнить себя стратегом, видя бой со стороны (в
основном, в изложении Алексея Лукацкого). Круглый стол по безопасности систем дистанционного
банковского обслуживания на Инфофоруме. И, наконец, последний отчет о
правоприменении законодательства о персональных данных за январь 2013 года,
который специалисты нашего агентства
подготовили для своих клиентов-банков.
Возник какой-то
внутренний диссонанс. Представители банковского сообщества в один голос винят
во всех смертных грехах «самое слабое звено» - клиента, который неправильно,
неумело, коряво и даже просто преступно пользуется предоставленным банком
отличным инструментом под названием ДБО, или «клиент-банк», или
интернет-банкинг, в результате чего некие злые хакеры или просто плохие парни
захватывают контроль над клиентской машиной и от имени клиентов выводят денежки
куда-то в «голубое нигде». А потом имеет наглость ждать вступления в силу
пресловутой 9-й статьи 161-ФЗ с тем, чтобы заставить банк оплатить свое же
головотяпство. При этом, правда, рассказывать клиенту о рисках в полном объеме
как-то не комильфо, а то он уйдет к менее щепетильному конкуренту-молчуну. Да и
оплачивать повышение осведомленности хорошо бы государству – это же его граждане
портачат.
Но вот читаю
ежемесячный отчет. И не в первый раз за последний год (я как-то
писал на эту тему) поражаюсь
количеству мошенничеств, совершаемых инсайдерами. Т.е. вполне себе легитимными
пользователями АБС и прочих банковских систем, где хранится и обрабатывается
информация о клиентах, их счетах и с использованием которых совершаются
транзакции. Теми, кто после неких проверочных мероприятий (в свете 152-ФЗ не
вполне законных обычно, но также обычно проводимых) был принят на работу,
которым предоставили доступ к информационным системам (т.е. к деньгам, вроде бы
виртуальным, но вполне себе конвертируемым в наличность) и доверили банковскую
и коммерческую тайну, да еще и персональные данные до полного комплекта,
положили не самую маленькую в стране зарплату и пустили в огород.
А что же они,
неблагодарные? Воруют. Деньги – банка и клиентов. Идентификационные данные –
пользователей ДБО. Сведения о пластике, позволяющие выпустить карту-двойник или
оплатить покупки через Интернет. И вообще, все что плохо и даже хорошо в банке
лежит.
Вот сотрудница некоего смоленского банка, к своим 21 годам
доросшая аж до кредитного инспектора, несмотря на столь юный возраст отлично
приноровилась оформлять кредиты по неизвестно как добытым ее сообщником паспортным
данным, приобретать на них не самую дешевую бытовую технику и сбывать ее.
Вот в неведомом мордовском Ковылкине ее коллега запугала
пенсионерку, которая уже оформила все документы на кредит, да так, что дама от
займа отказалась, а кредит получила сама, предоставив 57-летней несостоявшейся
клиентке возможность возвращать банку 90 тысяч рублей.
В подмосковной Рузе менеджер по продажам
финансовых продуктов (кредитов) ЗАО «Связной Логистика» оформляла кредитные
карты на бывших покупателей, чьи данные остались в базе, и, естественно, сама
же их и обналичивала, заработав таким нехитрым способом 700 тысяч рублей.
Менеджер группы
отдела обслуживания физических лиц солидного западного банка, работающего в
России, вошел в состав преступной группы, главную скрипку в которой играли
полицейские, разыгрывающие сложные костюмированные спектакли со снятием наличных
по поддельным документам, которые были оформлены на лиц, внешне похожих на VIP-клиентов
банка. Сведения о них как раз менеджер и
поставлял.
Поскольку операция была сложной и многоходовой, ребята не мелочились и снимали
суммы миллионов так по 12.
А уж когда за дело
берутся инсайдеры на позициях топ-менеджеров банка, масштаб воровства
становится соответствующим. Вслед за лишенным лицензии «Трансэнергобанком»,
феерически быстро оформившим задним числом вклады на безумную сумму группе
подельников, прибежавших в Агентство по срахованию вкладов за «полагающимися»
пайками, аналогичную комбинацию попытался
провернуть АКБ «Экспресс» из солнечного, но загадочного Дагестана.
Это итоги одного
месяца. Может, стоит подумать о том, что
слабое звено – не обязательно вне банка? И что масса людей, находящихся
к деньгам гораздо ближе клиентов, и к значительно бОльшим деньгам, могут
нанести гораздо более значительный ущерб своему работодателю, чем клиенты, для
которых механизм возврата средств по мошенническим операциям вновь отодвинут на
год? Может, что-то не так в консерватории? Не случайно заместитель начальника
ГУБЗИ Банка России А.Сычев говорил о требованиях к DLP- системам, учитывающим банковскую специфику. Враг
внутренний всегда гораздо опаснее внешнего.
Безусловно, у инсайдеров всегда больше возможностей. Так было и в докомпьютерную эпоху, когда нерадивые кассиры скрывались вместе с выручкой, и сейчас ситуация не лучше.
ОтветитьУдалитьИ защищаться от действий инсайдеров необходимо, для этого и разрабатываются всевозможные внутренние правила и регламенты.
Однако принципиальная разница - инсайдер всегда известен. Есть его личное дело, фотография, адрес.
В случае же утечек ключей электронной подписи клиента преступление может быть совершено неустановленным лицом, неизвестным ни банку, ни клиенту. И сложности совсем другие.
2alexeye70. Спорит с этим нельзя. Все так. Просто я хотел сказать о том, что нельзя все переваливать на клиентов, создавших условия для внешних атак. И все сводить к ним.
ОтветитьУдалить