Я уже как-то писал, что мы для своих клиентов, которым
оказываются услуги по абонентскому обслуживанию, готовим и рассылаем
ежемесячный отчет о практике правоприменения законодательства о персональных
данных. В месяцы, когда работает Госдума, это 250 и более страниц, собранных в
9 разделах, во время каникул – немного меньше.
Отчет позволяет читающим его быть в курсе всего
происходящего в этой непростой и зарегулированной сфере. Но и для меня и наших
консультантов он тоже очень важен и интересен, поскольку позволяет взглянуть на
проблему «сверху» и видеть проблематику развития законотворчества и
правоприменения в целом, прочувствовать тенденции.
После прочтения отчетов последних месяцев у меня укрепилось
мнение, появившееся достаточно давно (см., например, здесь или здесь), что тенденции эти весьма малоутешительны. Мы уверенно
мигрируем в новый мир без приватности и неприкосновенности частной жизни,
причем это движение одновременно происходит сверху (государственное
регулирование и реализация новых нормативов) и снизу (публикации в соцсетях, в
первую очередь).
На государственном уровне (не только в России, во всем
мире) тенденция проявляется в следующих направлениях:
(1)
существенное
расширение круга сведений о частных лицах, подлежащих обязательному
опубликованию, раскрытию, а также к которым предоставляется доступ;
(2)
увеличение
количества государственных и окологосударственных информационных систем, в
которых накапливаются данные о физических лицах;
(3)
расширение
доступа к этим многочисленным системам как со стороны государственных органов и
организаций, так и со стороны частных компаний.
Это позиция ярко и наглядно иллюстрируется материалами нашего
январского отчета. Давайте посмотрим на новые инициативы.
Расширение перечня
персональных данных, подлежащих обязательному опубликованию, раскрытию, а также
к которым предоставляется доступ
С 1 мая 2018 года существенно расширяется перечень
сведений, к которым можно получить доступ через личный кабинет на портале госуслуг.
Среди них теперь информация «об указанном лице, о его несовершеннолетних детях,
принадлежащем ему имуществе и результатах предоставления ему государственных и
муниципальных услуг, содержащимся в информационных системах федеральных органов
исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», органов государственных
внебюджетных фондов, исполнительных органов власти субъектов Федерации и
органов местного самоуправления. Можно долго спорить, кто подразумевается под
«указанным лицом», и какие случаи предусмотрены для такого доступа
законодательства (норма в постановлении Правительства, как обычно, бланкетная),
но тенденция очевидна.
С 1 января подлежит публикации в открытом доступе в
Интернете реестр лиц, уволенных с государственной службы в связи с утратой
доверия.
В системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
теперь будут доступны такие документы и сведения, как выписки из ЕГРН, ИНН
физлица, 2-НДФЛ и 3-НДФЛ, ПТС, сведения о наличии решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика. Кому доступны? Пользователям СМЭВ!
Банк России инициирует создание системы, позволяющей получить
сведения о суммарной долговой нагрузке заемщиков. Не исключено, что у такой
системы может появиться единый оператор.
Росфинмониторинг определил порядок представления сведений о
бенефициарах (на подготовку ответа дается 5 дней).
Выполняя требования ФНС о проявлении разумной
осмотрительности при выборе контрагента, организации перед заключением
договоров стали массово запрашивать сведения о застрахованных лицах контрагента
(СЗВ-М), а там – полный список работников со СНИЛС и ИНН.
ФНС России запустил новый электронный сервис, позволяющий
подтвердить статус налогового резидента. Не проверял, но логично предположить,
что в нем будут накапливаться сведения обо всех пересечениях границы.
Депутат «Единой России» Виталий Милонов повторно внес
законопроект, предусматривающий идентификацию пользователей соцсетей при
создании аккаунта, а детей до 14 лет – только при наличии у соцсети согласия
родителей в письменной форме. Невыполнение этих требований предусматривает
штраф в 1 млн. рублей.
Замглавы Роскомнадзора заявил, что базы данных об абонентах
операторов связи (ст.53 закона «О связи») нужно пополнить информацией о
никнеймах и используемых ими мессенджерах.
ФРИИ подготовил концепцию законопроекта о «больших пользовательских
данных» (БПД), предусматривающую институт компаний-посредников, располагающих
информацией о нахождении БПД у определенных операторов, которые фактически
будут знать все компании, которым пользователь дал согласие на обработку
персональных данных.
ФНС России активно готовится к началу обмена налоговой
информацией с зарубежными юрисдикциями, разрабатывает соответствующие формы и
правила.
Увеличение количества
государственных и окологосударственных информационных систем, в которых
накапливаются персональные данные
С 1 января закон о телемедицине легализовал
функционирование единой государственной информационной системы в сфере
здравоохранения (ЕГИСЗ), которая фактически уже строится несколько лет.
Сведения о состоянии здоровья там должны быть обезличены, но в уже построенных
и функционирующих медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ) есть
электронные медицинские карты пациентов. Читаем статью 10 закона о персональных
данных и удивляемся - в МИАЦах сведения о нашем здоровье обрабатывают отнюдь не
врачи! Кроме того, другим постановлением Правительства предусматривается передача
из медицинских организаций в ФГИС ФСС сведений о листках нетрудоспособности с
использованием ЕГИСЗ. Обезличенных?
С 1 января внедряется единая государственная
информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Она должна содержать
полные сведения о всех мерах социального обеспечения, предоставленных
гарантиях, выплатах и компенсациях. Вести ЕГИССО обязан Пенсионный фонд России.
С этой же даты началось создание Единого
государственного реестра записей актов гражданского состояния.
С 1 января интернет-мессенджеры должны идентифицировать
своих пользователей по номеру и хранить идентификационные сведения только на
территории России. За неисполнение вводится административная ответственность со
штрафом до 1 млн руб. для юридических лиц.
С 1 января заработала (или должна заработать, проверить не
могу) единая информационная система электронных путевок (слово то какое!), куда
турфирмы обязаны вносить сведения обо всех оказанных физлицам услугах.
В ФГИС «Единая интегрированная информационная система
«Соцстрах» Фонда социального страхования РФ» теперь будут накапливаться
электронные листки нетрудоспособности, поступающие из учреждений
здравоохранения, доступные фонду и работодателям.
С 28 января вступили в силу новые требования к деловой
репутации приобретателей крупных пакетов акций, органов управления и
должностных лиц банков, страховых компаний, НПФ, управляющих компаний и
микрофинансовых компаний. Банк России будет вести соответствующую базу,
сведений о которой могут быть предоставлены по запросу поднадзорных
организаций.
С 16 февраля в соответствии с указанием Банка России
расширяется перечень инсайдерской информации, к которой теперь будут
причисляться сведения о возбуждении уголовного дела против руководителя или
члена совета директоров компании. Эти данные подлежат обязательному раскрытию.
СМИ активно пишут о появлении у таможенников информации о
незадекларированных дорогих покупках за рубежом, в том числе таких, в отношении
которых россияне возвращали НДС в аэропортах через систему tax
free.
С марта должна начать функционировать создаваемая Банком
России, Роскомнадзором и Росфинмониторингом система учета замороженных активов
лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, – счетах в банках,
микрофинансовых организациях, управляющих компаниях и операторах связи.
С 4 июня заработает «реестр дебоширов» - пассажиров
авиакомпаний, которым может быть отказано в перевозке из-за хулиганства на
борту. РЖД активно лоббирует создание аналогичной базы о дебоширах в поездах.
Расширение доступа к персональным
данным как со стороны государственных органов и организаций, так и со стороны
частных компаний
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от
03.10.2017 № 2147-р, с 1 февраля ведомства смогут сами запрашивать
некоторые документы с использованием единой СМЭВ, такие, как выписки из ЕГРН,
ИНН, справки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ, сведений о наличии решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика; учредительные документы в
электронной форме и много другого.
С 26 декабря нотариусы получили доступ к государственной
информационной системе миграционного учета и базовому государственному
информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по
месту пребывания и по месту жительства.
Не заработала еще система удаленной биометрической
идентификации в банках, не решены вопросы обеспечения ее безопасности, а к ней в
2019 готовятся подключиться страховые и управляющие компании, НПФ и
микрофинансовые организации.
Но хватит примеров. Остановитесь и переведите
дух. Это – только из одного месячного отчета. Одного!
В этом посте я не буду высказывать свое мнение
о полезности и вреде всех этих изменений. Просто мир очень быстро меняется, и
нам в нем жить.
Добро пожаловать в новый дивный мир!
Как же типает от должной осмотрительности. Про СЗВ-М у меня в декабре был дикий спор с крупным заказчиком... написали им письмо на 3-х листах, с разъяснениями, почему письмо налоговой о должной осмотрительности не является основанием для обработки Пдн наших работников, какие нарушения они допускают и какие меры нужно предпринять для «легализации». Главный бухгалтер сказала, что я все придумал и они ничего не нарушают, а потом сказала, что этот «тупой закон о Пдн мешает жить нормальным людям». Я ей говорю: гражданочка, вы просите СЗВ-М за 2 года. Там есть данные и людей, которые не работают сейчас. Назовите мне хотя бы одну причину-нафига вам это?! Ответ как всегда стандартный- налоговая требует)
ОтветитьУдалитьа за копию паспорта директора я уже устал бороться... Мишн импасибл.
Все так. И с каждым годом хуже
ОтветитьУдалить