Времена наступили … как
бы помягче сказать … не простые. Что-то невиданное происходит с
законодательством. Каждый день читаешь какие-то новые документы и диву даешься:
откуда вдруг появились эти нормы и требования, кто наделил полномочиями лицо,
документ подписавшее, устанавливать правила и т.д.
24.03.2020 ФНС России опубликовало
письмо
от № БС-4-21/5077@ «О выдаче налогового уведомления через МФЦ». Такой
технический документ с разъяснениями. Большинство граждан о нем никогда не
узнает, и, даже если случайно увидит, не обратит внимания.
А документ весьма
интересный. Он лишает налогоплательщиков, решивших получить налоговое
уведомление в таком уже привычном и близком к дому МФЦ, права на налоговую тайну
(цитирую письмо: «выдача через МФЦ налогового уведомления на основании
надлежаще оформленного заявления,
содержащего вышеуказанный код
"2", исключает необходимость представления в налоговый
орган согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание
сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными»). Движения, как в
фильме, цитата из которого вынесена в заголовок, просты и незамысловаты.
Часть 8 статьи 31
Налогового кодекса РФ определяет порядок взаимодействия налоговых органов с МФЦ
с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. В
соответствии с ним, налогоплательщик может предоставить документы в налоговый
орган через МФЦ и там же получить документы, содержащие налоговую тайну, при
наличии письменного согласия в документе, представляемом в налоговый орган
через МФЦ.
О том, как должны в
ходе этого процесса взаимодействовать налоговики и МФЦ, есть специальный приказ
Федеральной налоговой службы от 09.07.2013 № ЗН-7-12/234@, в котором вполне
логично МФЦ обязывается обеспечивать защиту информации, доступ к которой
ограничен в соответствии с федеральными законами (налоговую тайну пока не
отменили!), а также соблюдать режим обработки и использования персональных
данных. Но в приложении № 7 к приказу на сотрудника МФЦ возлагается обязанность
проверить наличие письменного согласия налогоплательщика на признание сведений,
составляющих налоговую тайну, общедоступными для МФЦ, оформленного в
соответствии с приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@. Но этот
приказ определяет форму, формат и порядок выражения согласия на признание
сведений, составляющих налоговую тайну, всех или частично, общедоступными для
всех. Нельзя их сделать таковыми для конкретного МФЦ.
То, что установленная
приказом форма согласия не соответствует части 4 статьи 9 ФЗ «О персональных
данных», вполне ожидаемо, но оно хотя бы требуется.
Но дальше – больше.
Собирая все эти
разрозненные требования вместе, в письме ФНС, с которого начинается пост,
делается далеко идущий вывод: если в заявлении о выдаче налогового уведомления
налогоплательщик в качестве способа информирования о результатах рассмотрения
заявления выбирает «в МФЦ», то (1) сведения, составляющие налоговую тайну,
автоматически становятся общедоступными (видимо, абсолютно все, а не только
указанные в налоговом уведомлении) и (2) никакого согласия в письменной форме
на это получать не надо.
То есть, если
налогоплательщик решил получить уведомление через МФЦ, он, того не ведая (все,
что я написал выше, он обычно не читает) дал согласие на перевод всех сведений о
нем, ранее составлявших налоговую тайну, в категорию общедоступных. Всех и
навсегда, а не только некоторых и на определенное время, как предусмотрено
формой согласия.
P.S. Порядок
отзыва согласия документами ФНС не установлен.
У меня все.
Комментариев нет:
Отправить комментарий