8 августа 2014 г.

Закон не о блогерах-2. Организаторы распространения информации

Продолжим совместное чтение нового Федерального закона от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который, как я пытался убедить читателей, вовсе не «закон о блогерах». Учитывая огромное количество вопросов и возражений, высказанных на разных зеркалах блога, поясняю ситуацию. Если бы в законе было написано «Блогер – физическое лицо, по своей воле периодически публикующее на специально созданном сайте или странице сайта в сети интернет (блоге) свое личное мнение по каким-либо вопросам и проблемам, предоставившее неограниченный доступ к блогу неопределенному кругу пользователей сети и возможность комментировать публикации», первого поста бы не было. Приблизительно такое представление сложилось в обществе о блогерах в настоящее время. Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:
·         он владелец сайта, т.е. владелец совокупности программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе (видимо, созданного блогером контента, но точно закон об этом не говорит), доступ к которой обеспечивается посредством сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты;
·         на сайт, принадлежащий блогеру, в день заходит более 3000 пользователей сети интернет (опять-таки не ясно, в среднем за неделю, месяц, год или в тот день, когда на сайт, оснащенный рекомендованными счетчиками, зайдет в порядке систематического контроля инспектор Роскомнадзора и увидит хотя бы на одном счетчике число более 3000). Что счетчики показывают совершенно разные результаты, наглядно показал на примере своего сайта Тарас Злонов. Когда я писал этот абзац, показатели счетчиков у него не очень плавно колебались от 2 до 411.
Следующим важнейшим субъектом, чья деятельность регулируется новым законом, является организатор распространения информации. Кто же это? Если закон о блогерах, логично предположить, что это тот, кто предоставляет техническую возможность блогеру делиться своими мыслями – всякие там социальные сети, живые журналы, сайты, печатающие или перепечатывающие посты. Внимательно читаем определение части 1 новой ст.10.1 «трехглавого закона»: «Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет"».
Вы точно внимательно прочитали? И что увидели? Я увидел следующее. Если через сайт можно передать, доставить или обработать любое электронное сообщение, то владелец сайта или оператор информационной системы, эксплуатирующий ее по соглашению с владельцем, являются организаторами распространения информации. А это и сайты по бронированию чего угодно, и все интернет-магазины, и сайты, предоставляющие возможность прокомментировать его контент, и т.п.
А теперь приготовьтесь. Вы устойчиво сидите у своего ноутбука? Планшет опасно упасть не может? Тогда читайте. Под определение организатора распространения информации, данное в законе, подпадает любая организация, имеющая собственный почтовый сервер или внутренний портал с возможностью коммуникации персонала между собой.
Более того, если в соответствии с частью 7 статьи 10.2 владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами, то указания на то, что они не являются организаторами распространения информации, в новой редакции закона нет, а значит, они (СМИ в интернете) должны выполнять все обязанности, предусмотренные частями 2-4 ст.10.1. Т.е. уже сегодня, а не с 1 сентября 2016 года, хранить на территории России персональные данные россиян, уведомить о своей деятельности Роскомнадзор и поставить средства СОРМ. Сегодня, а точнее – с 1 августа 2014 года.
И уже ясно, кто определит требования к устанавливаемому оборудованию. С 12 августа вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 741 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в эксплуатируемых им информационных системах». Естественно, этим органом стало Минкомсвязи, которое уже разместило на едином портале сведения о том, что публичное обсуждение проекта соответствующего приказа начато, правда, текст обсуждаемого документа пока не выложило.
Требований к оборудованию СОРМ  пока нет. Зато в тот же день, 31 июля, Постановлением Правительства N 759 утверждены «Правила хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».
И вы знаете, что, помимо прочего, попало в перечень фиксируемой информации? Не поверите. «Фактически фиксируемая коммуникационным сервисом информация об организации приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, осуществляемых с использованием технологий электронных платежных систем, в том числе информация о произведенных денежных операциях (с указанием информации о корреспонденте-идентификаторе платежной системы, валюты, суммы, оплачиваемой услуги или товаров (при наличии), об иных данных, указанных при проведении денежной операции), осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы ("электронного кошелька"), суммы прихода либо расхода, иных данных, указанных при осуществлении транзакции)». Банкам, магазинам принимающим платежные карты, владельцам платежных терминалов и прочим организаторам электронных кошельков стоит обратить внимание.
Кстати, про то, за чей счет все это будет фиксироваться, ни в законе, ни в новых постановлениях нет ни слова.
В заключение. Пост – не про здравый смысл. Пост – про буквы, которые написаны в законе.

5 комментариев:

  1. Михаил, вы рассматриваете варианты размещения блогов на площадках типа blogspot или ЖЖ. Но ведь есть блогеры, которые разворачивают блоги на арендованных хостингах и покупают для этих целей домены. На них, по всей видимости, закон распространяется.!?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот к ним закон применим в полной мере. И софтом они владеют, точнее, лицензией на него.Если два "родовых признака" одновременно налицо - они подпадают под определение блогера в этом законе.

      Удалить
  2. осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем - с точки зрения ГК, это то кто получает за это деньги. Или я не права? и как быть тем у кого почта и портал за пределами РФ? Они что тоже должны наш закон исполнять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не обязательно. ГК предусматривает как возмездные, так и безвозмездные договоры. А про зарубеж - посмотрите мои посты. Они наши законы исполнять не обязаны, но РКН вправе заблокировать к ним доступ в России, если что.

      Удалить
  3. > Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:

    Владелец сайта не владеет совокупностью программ для ЭВМ. Из закона это очевидно, так как закон явно указывает, кто такой владелец сайта и не указывает, что он владеет сайтом в смысле владения им как совокупностью программ для ЭВМ.

    То есть владеть данными программами может абсолютно кто угодно, как владелец, так и организатор или третьи лица.

    ОтветитьУдалить