8 июня, в день
подписания президентом, вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном
регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» (дальше для краткости буду
называть его Единый регистр населения).
Правда, «вступил в силу» – это, в
данном случае, слишком громко сказано. Пока только дана отмашка на создание
регистра, само вступление закон в силу в полном объеме произойдет только с 1
января 2026 года и разбито на несколько этапов: с 1 января 2022 года, 2023
года, 2024 года, 2026 года.
Для того, чтобы закон заработал,
необходимо принятие целого ряд нормативных правовых актов Президентом и Правительством,
причем содержание части из них пока совершенно не ясно.
Единый регистр формируется и ведется
ФНС России, она же является оператором этой информационной системы.
В Единый регистр населения вносятся
две категории сведений: первая - это записи о физическом лице – ФИО, даты и
места рождения и смерти, пол (в том числе
сведения о его изменении),сведения о семейном положении, сведения о
гражданствах и выходе из них, о наличии документа на право постоянного
проживания в иностранном государстве. Не так и много, как видно.
Вторая категория – не сами сведения,
а идентификаторы записей о физическом лице из других систем госорганов и
внебюджетных фондов, их гораздо больше.
На самом деле регистра два: один
содержит все перечисленные выше сведения, а другой, хранящийся обособленно, – обезличенные
персональные данные. В дополнение к персональным данным, полученным в
результате обезличивания, о которых я не так давно писал, появляется еще одна новая
сущность. Одно ли это и то же или разные сведения – совершенно не понятно,
поскольку, как и в законе о проведении эксперимента по установлению
специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки
и внедрения технологий искусственного интеллекта, в новом законе нет
определения того, что это означает, и как именно должно осуществляться
обезличивание. И даже нет поручения кому бы то ни было определить такой порядок
для Единого регистра населения.
При этом необезличенный регистр
делится на части. В первой части содержатся сведения о простых смертных, во
второй, формируемой обособленно, – сведения о лицах, которым предоставляется
государственная защита. Делается это, как указано в части 12 статьи 8 закона, в
целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод этих самых отдельных
физических лиц.
К обезличенному регистру будут
получать доступ органы власти, которым нужны статистические данные и которые не
занимаются предоставлениям персонифицированных услуг населению.
В статье 10 определяется закрытый
перечень органов и организаций, предоставляющих сведения в Единый регистр
населения: МВД, Минобороны, Минкомсвязи (или Минцифры, как стало модно его
называть), Минобрнауки, Рособрнадзор, ФНС, Росморречфлот, Роструд, ПФР, ФСС,
ТФОМС.
Но вот в части 15 статьи 8 указано,
что сведения,
предусмотренные частью 2 статьи 7 закона и ранее не учтенные в государственных
информационных системах органов государственной власти, органов управления
государственными внебюджетными фондами, могут вноситься в Единый реестр
населения ФСБ, СВР, ФСО и «иными органами, уполномоченными на решение задач в
области обеспечения безопасности Российской Федерации».
Я, конечно, могу предположить, что
это за сведения, но лучше дождаться, как это предусмотрено законом, указа Президента,
определяющего перечень таких органов, и постановления Правительства,
определяющего порядок предоставления сведений.
Еще один интересный момент – все,
что предоставляется в Единый регистр населения и хранится в нем, каждая запись,
должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью,
которую необходимо иметь возможность проверить. Похоже, о том, что ключ такой подписи
и сертификат ее проверки имеют ограниченный срок действия (очень ограниченный),
что криптография для электронной подписи периодически меняется, что СКЗИ
снимаются с производства и утрачивают сертификаты соответствия, законодатели не
задумывались. Теперь то, как решить эти проблемы (цитирую: «обеспечивается
подтверждение … действительности усиленных квалифицированных электронных
подписей», при этом из текста закона следует, что обеспечивается вечно), должно
очень быстро придумать правительство. Причем изменений в законе «Об электронной
подписи» закон о Едином регистре населения не предполагает.
Весьма интересный подход
предлагается к восстановлению записей в Едином регистре населения.
Понятия резервное копирование, резервная копия, территориально распределенная
система резервирования в законе не упоминаются. Но зато написано, что запись
федерального регистра сведений о населении подлежит восстановлению на основании
сведений, направляемых в уполномоченный орган органами и организациями,
указанными в статье 10 закона. Запись должна быть восстановлена полностью, но частичное восстановление
записи допускается в исключительном случае, если ФНС были исчерпаны все
возможные способы получения сведений о физическом лице в целях восстановления
записи. При этом, вместо определения порядка резервного копирования и
восстановления данных предложено поручить правительству определить перечень
способов получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи Единого
регистра населения и правила их
применения, в том числе порядок взаимодействия с органами и организациями,
предоставляющими сведения в регистр.
С защитой данных в регистре все
очень строго. Никаких оценок соответствия средств защиты информации, только
сертификация, о чем прямо написано в законе.
Ну, и, как обычно, вишенка в конце.
К сведениям о себе любимом субъект сможет получить доступ только после
полного формирования регистра, с 1 января 2026 года, и при условии, что
у него есть учетная запись на портале госуслуг. До этого – ни-ни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий