Вчера Уполномоченный орган по защите прав
субъектов персональных данных опубликовал на сайте Роскомнадзора отчет о своей деятельности за
2011 год.
Надо сказать, что Роскомнадзор в целом и
Управление по защите прав субъектов персональных данных, в частности, весьма
активно и результативно использует возможности своего интернет-портала,
поддерживая актуальную новостную ленту, выкладывая новые документы, организовав
форум и FAQ и т.д.
Естественно, 54-страничный документ требует
пристального и детального анализа, что проще сделать, внимательно его рассмотрев
самостоятельно. Тем, кому недосуг – взгляд моими слипшимися от бессонной ночи
изучения отчета глазами.
Отчет подводит итоги деятельности
уполномоченного органа в минувшем году по следующим направлениям:
·
осуществление государственного
контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям
законодательства Российской Федерации;
·
деятельность по ведению реестра
операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
·
рассмотрение обращений граждан
и юридических лиц;
·
работа консультативного совета при надзорном органе;
·
международное сотрудничество.
Подобный документ ежегодно публикуется
уполномоченным органом с 2008 года, но в этом году впервые включает в себя
сведения о надзорной деятельности ФСБ и ФСТЭК в области персональных данных,
что тоже очень интересно.
Роскомнадзор отмечает рост гражданской
активности в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов персональных
данных, постоянное совершенствование механизмов защиты и внедрение новых мер
профилактического характера в форме мониторинга деятельности операторов, что
позволило ему уже на начальной стадии выявить и пресечь ряд серьезных нарушений
прав значительного числа граждан, которые, впоследствии, могли вызвать широкий
общественный резонанс.
В 2011 году контрольно-надзорная деятельность
была спланирована с учетом итогов 2010 года, по результатам которых были
выделены категории операторов, на деятельность которых поступало наибольшее
количество жалоб граждан – кредитные организации и коллекторские агентства, а
также обрабатывающие персональные данные значительного числа субъектов - авиакомпании
и кадровые агентства. В отношении представителей этой группы в 2011 году были
проведены 194 плановые проверки.
Общие итоги надзорной деятельности в
2008-2011 г.г. я свел в табличку:
Таблица 1
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
||
Проведено проверок
|
Всего
|
76
|
432
|
1253
|
2231
|
% к
прошлому году
|
-
|
568
|
290
|
178
|
|
Плановых
|
36
|
284
|
804
|
1440
|
|
% к
прошлому году
|
-
|
789
|
283
|
179
|
|
Внеплановых
|
40
|
148
|
449
|
791
|
|
% к
прошлому году
|
-
|
370
|
303
|
176
|
|
% от общего числа в этом году
|
53
|
34
|
36
|
35
|
|
Выдано предписаний
|
Всего
|
19
|
557
|
1908
|
2250
|
% к
прошлому году
|
-
|
2931
|
343
|
118
|
|
В среднем на 1 проверку
|
0,25
|
1,29
|
1,52
|
1,01
|
|
Составлено протоколов
|
Всего
|
0
|
54
|
2996
|
4901
|
% к
прошлому году
|
-
|
-
|
5548
|
164
|
|
В среднем на 1 проверку
|
0
|
0,13
|
2,39
|
2,20
|
|
Всего выписано штрафов
|
На сумму, тыс. руб.
|
0
|
75
|
4480
|
7900
|
Рост, в количество раз
|
-
|
-
|
60
|
1,8
|
|
Поступило обращений в Уполномоченный орган
|
Всего
|
146
|
465
|
1829
|
3920
|
% к прошлому году
|
-
|
318
|
393
|
214
|
Интересно, что из 1706 намеченных на 2011 год
266 плановых проверок или почти 16%,
отменено в связи с ликвидацией оператора.
Из таблицы видно, что проверки стали носить
не профилактический или пресекающий, а откровенно карательный характер – число
предписаний об устранении нарушений составляет в среднем 1 на каждую проверку,
а количество протоколов, ведущих к наложению штрафа, - 2,2 на каждую проверку.
Что не могло не сказаться на размере выписанных штрафов, которое выросло до 7,9
млн. рублей, что в 105 (!) раз больше, чем всего два года назад. Можно только
представить, как вырастет объем взыскиваемых штрафов при принятии поправок в
КоАП, о
которых я писал на днях.
Если мы просмотрим результаты проверок в
отношении четырех выявленных Роскомнадзором категорий наиболее часто нарушающих
закон операторов, то результаты надзорной деятельности окажутся совсем
неожиданными (таблица 2).
Таблица 2
Кредитные
организации
|
Коллекторские
агентства
|
Кадровые
агентства
|
Авиакомпании
|
|
Проведено проверок
|
189
|
25
|
31
|
14
|
Выдано предписаний
|
125
|
13
|
30
|
8
|
В среднем на одну
проверку
|
0,66
|
0,52
|
0,97
|
0,57
|
Составлено
протоколов
|
36
|
14
|
13
|
0
|
В среднем на одну
проверку
|
0,19
|
0,56
|
0,42
|
0
|
У прошлогодних нарушителей удельная доля мер
воздействия по результатам проверок оказалась значительно ниже, чем в целом по
операторам! То ли выводы правильные ими были сделаны, то ли не такие уж они и
злостные. Особенно впечатляет количество протоколов, составленных в
авиакомпаниях и банках, при среднем показателе 2,2 на проверку по стране.
В 2011 году по поручению органов прокуратуры
проведено 116 внеплановых проверок, причем треть проверок были инициированы по
жалобам граждан на организации ЖКХ.
Со своей стороны, в 2011 году в органы
прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном
правонарушении по признакам ст. 13.11 КоАП РФ Роскомнадзором направлено около
900 материалов, но решения о возбуждении дел прокурорами были приняты лишь в
167 случаях, т.е. в одном случае из пяти. Основная причина отказа - истечение трехмесячного
срока давности по данной статье, предусмотренного КоАП или принятие «иных мер
прокурорского реагирования» (внесение представлений, направление предостережений).
Но и эта проблема, похоже, скоро будет
решена.
В двух субъектах Федерации (Алтайском и Краснодарском
крае) прокуратура не согласилась с расширительным пониманием оснований для
внеплановых проверок, в Административном регламенте Роскомнадзора. По ее
мнению, при отсутствии угрозы жизни и здоровью субъектов или признаков
нарушений прав потребителей проверки являются неправомерными, и привлекла инспекторов
территориальных управлений к административной ответственности.
Роскомнадзор считает, что «привлечение к
административной ответственности и принятие иных мер прокурорского реагирования
в отношении должностных лиц, строго соблюдающих положения требований
действующих нормативных правовых актов [имеются в виду инспекторы
Роскомнадзора, следующие Административному регламенту], может оказать
существенное негативное влияние на выполнение ими своих должностных
обязанностей в будущем».
Про остальное - типичных нарушениях и
результатах надзорной деятельности ФСБ и ФСТЭК – в следующем посте.
Спасибо Роскомнадзору за подробный анализ своей деятельности и Вам за Ваш бессонный взгляд
ОтветитьУдалитьА на счет банков и авиакомпаний очень подозрительная статистика. Наверное всё дело в хороших юристах.
Михаил Юрьевич! Чтож вы сразу банки, коллекторские и кадровые агентства, авиакомпании в нарушители записали. Это же плановые проверки, и они как раз показали, что с защитой персональных у них все в порядке, да и как иначе - на этом бизнес, тех же банков, и держится. Правда удивило, что в реестре операторов 1500 кредитных организаций! У нас столько нет, а с учетом того, что не все подали уведомление и подавно. Вообще реестр штука интересная, думаю в нем процентов 10 от общего числа операторов, если уж госы до половины не дотягивают.
ОтветитьУдалитьСергей, это я не я записал. Цитирую отчет: "В перечень плановых проверок были включены категории операторов, на деятельность которых в предыдущем периоде поступали жалобы граждан (кредитные организации, коллекторские агентства), а также обрабатывающие персональные данные значительного числа граждан (авиакомпании, кадровые агентства)".
ОтветитьУдалитьПо поводу 1500 кредитных организаций - надо понять, что под ними подразумевает РКН. ИМХО, это не только банки.По доле подавших уведомление РКН с Вами согласен - он считает, что зарегистрировалось 9,2%
Ну если на оператора жалуются, это не значит, что он нарушает ЗоПДн, странно, что ЖКХ к ним не добавили, а там то нарушений поболе будет. Интересно, а есть хоть одна жалоба от "добросовестного" субъекта, или только те, кому соли на хвост насыпали?
ОтветитьУдалитьУчитывая, что по этим четырем группам операторов отдельная статистика - к ним и особое внимание. И обратите внимание, все четыре группы небедные коммерческие организации. Вы в ЗАГСе давно были? Я - недавно. Все только в компьютерах, и никаких сертифицированных СЗИ. Я уж не говорю о логировании запросов и отчетов. И - ничего! А про добросоветсных =- попадаются. Видел жалобу даны на страховую. РКН ответил, что страхзоваая, которая ее доставала, ее же персданными не располагает. Таковы результаты проверки.
ОтветитьУдалить