Больше года назад я писал о том (здесь и здесь), что с 1 января
2013 года вступает (т.е. на сегодняшний день – вступил) Федеральный закон от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Большинство читателей моего блога
– совсем не бухгалтеры, но новая редакция закона касается многих. Напомню, закон радикально пересмотрел
возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей
коммерческую тайну.
Вместо императивной конструкции части 4 статьи
10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является
коммерческой тайной» мы получили не менее радикальное, но прямо
противоположного смысла, указание в части 11 статьи 13 нового закона «В
отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим
коммерческой тайны».
Более того, для бухгалтерской отчетности
введено понятие единственного экземпляра, который экономические субъекты, обязанные
ее составлять (кроме организаций госсектора и Банка России), должны
предоставить в орган государственной статистики по месту государственной
регистрации. Кстати, бухгалтерскую отчетность обязаны вести теперь и
предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Обязательные
экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный
информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ заинтересованным лицам.
Причем не в случаях, предусмотренных законом, а просто «заинтересованным
лицам». Ограничения доступа допускаются только в интересах сохранения
государственной тайны.
Новая редакция закона не разъясняет, как быть
с возникающей при этом коллизией с частью 1 ст.91 Федерального закона «Об
акционерных обществах», предусматривающей возможность доступа к документам
бухгалтерского учета только акционерам, имеющим в совокупности не менее 25
процентов голосующих акций общества.
Для регистров бухгалтерского учета частью 7
ст.10 введена норма, предусматривающая возможность их представления на бумажном
носителе другому лицу или в государственный орган в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации или договором между экономическим
объектом (лицом, ведущим бухгалтерский учет) и его контрагентом. При этом
экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного
органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра
бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. Вопрос о
возможности отнесения всего регистра или его части к информации, составляющей
коммерческую тайну (ИКТ), также повис в воздухе.
В новом законе отсутствует положение о том,
что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения на
счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, ранее содержавшаяся в
первой части статьи 10. Таким образом, считать, что исходные данные для
бухгалтерской отчетности, содержащиеся в регистрах, не могут составлять ИКТ,
оснований нет. С другой стороны, в случае попадания в отчетность сведений из
регистра, нарушается одно из требований, определяющих возможность отнесения
информации к ИКТ, – неизвестность ее на законном основании третьим лицам.
В целом вывод неутешительный – бухгалтерская отчетность
и регистр, ранее бывшие «интимными» делами организации, которые она была вправе
закрыть от посторонних глаз, становятся фактически общедоступными (отчетность)
или неохраноспособными (регистр). Если бы речь шла только о доступности их для
госорганов, к этому еще можно было бы отнестись спокойно, хотя Федеральный
закон 8-ФЗ очень широко трактует понятие информации о деятельности органов
власти, относя к ней и полученную этими органами информацию, и предоставляет
широкие возможности доступа любых лиц, в том числе по немотивированным
запросам. Но новый закон идет еще дальше, устанавливая в отношении возможности доступа
бланкетную норму и отсылая нас к другим законам. И каковы будут последствия
этого, покажут только время и практика правоприменения.
Так что скучать и втягиваться в новый рабочий
год некогда. Всем, у кого установлен режим коммерческой тайны, необходимо пересмотреть
перечни ИКТ, если этого не было сделано ранее, разобраться с наличием в них
бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета – и срочно вносить
коррективы. Наличие в перечнях неохраноспособной информации, отнесение которой
к ИКТ прямо запрещено законом или которая не удовлетворяет требованиям пункта 2
статьи 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) и статьи 1465 Четвертой части
Гражданского кодекса, может привести к признанию перечня не соответствующим
закону (юридически ничтожным, т.е. не имеющим юридической силы) и к оспариванию
правомерности установления режима коммерческой тайны вообще. Помните «Режим коммерческой
тайны считается установленным после принятия обладателем информации,
составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи»
(ст.10 98-ФЗ)? А первая среди этих мер -
разработка перечня ИКТ. Перечень юридической силы не имеет – нет и режима. А
наши суды, основываясь на внутреннем убеждении, много чего нарешать
могут.
Вот такие у нас дела в начале нового
трудового года.
Михаил Юрьевич, По-моему не все так страшно. Регистр бух. учета и бух отчетность - суть разные вещи. Част 1 ст. 14 закона четко определяет. что бух. отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. А эти сведжения, например? для АО и так были обязательными к раскрытию и публикации в соотвествии с приказом ФСФР.А на содержание регистра бух. учета никто не покушается...
ОтветитьУдалитьСергей Викторович, я вроде бы четко между ними границу провел. Для ОАО есть норма ст.91, ограничивающая доступ к бухотчетности. ЗАО и ООО вообще не обязаны ее раскрывать.А с реестром все очень сложно. Вы отнесли пачку документов из реестра к ИКТ, но их содержание есть в отчетности. Или мы договорились, что условия договора - ИКТ заказчика, но сумма и содержание работ попадают в открытую отчетность. Суть необезличенной отчетности в Росстате вообще непонятна. Росстат должен работать со статистикой, а не с данными, привязанными к конкретному субъекту. Поэтому и написал: пожуём - увидим :-)
ОтветитьУдалитьМихаил Юрьевич, я не зря упротребит термин "АО". ФСФР не различает ОАО , ЗАо и пр. В некторых случаях и ЗАО должно публиковать. Но суть не в этом. Баланс и отчеьто целевом использорвании средств не содержит первички и идет в общем, можно сказать обезличенном видже. Там нет привязки к конкретной сделке, там только общие цифры (статичстика)...
ОтветитьУдалитьСергей Викторович, не могу согласиться. В судах постоянно идут споры о доступе акционеров к бухгалтерской отчетности, даже до Конституционного суда доходило (Определение от 18 июня 2004 г. N 263-О). Если это так невинно - чего же все так добиваются права взглянуть? :-) А что теперь делать со ст.91 - непонятно.
ОтветитьУдалить