Принятый Думой 26 апреля сразу во втором и третьем
чтении после почти 8-летнего нахождения под сукном и подписанный 7 мая
2013 г. Президентом Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических
лиц при автоматизированной обработке персональных данных” и Федерального закона
“О персональных данных”» в конечном итоге оказался не очень похож на тот,
который прошел первое чтение.
Первоначально предполагалось, что изменения будут
внесены в 23 закона, в конечно варианте таковых оказалось чуть больше половины
– 14 (в том порядке, как они расположены в законе):
●
«О
прокуратуре Российской Федерации»
●
«Об
актах гражданского состояния»
●
«О
негосударственных пенсионных фондах»
●
«О
государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
●
«О
государственной социальной помощи»
●
«О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
●
Трудовой
кодекс Российской Федерации
●
Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации
●
«О
системе государственной службы Российской Федерации»
●
«О
связи»
●
«О
лотереях»
●
«О
государственной гражданской службе Российской Федерации»
●
«О
муниципальной службе в Российской Федерации»
●
«Об
образовании в Российской Федерации».
Какие
законы в конечную редакцию не попали? Список тоже очень интересный:
●
«О
Федеральной службе безопасности»
●
«Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования»
●
Воздушный
кодекс Российской Федерации
●
«О
воинской обязанности и военной службе»
●
«О
статусе военнослужащих»
●
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях
●
«Об
электронной цифровой подписи»
●
«Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств»
●
«Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»
●
«Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации»
●
"О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
●
«О
выборах Президента Российской Федерации»
●
«О
Государственной автоматизированной системе Российской Федерации
"Выборы"».
А
вот изменения в этих законах, попавших в итоговый документ, при первом чтении
вообще не рассматривались:
●
«О
государственной социальной помощи»
●
Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации
●
«О
муниципальной службе в Российской Федерации»
●
«Об
образовании в Российской Федерации».
Можно
достаточно долго и подробно рассуждать
на тему, почему это произошло, как отличаются первоначальные предложения
от принятых в законе и к чему это ведет, но времени и места для этого нет.
Детально с последствиями принятия закона будем разбираться на курсах и
семинарах, ближайший из которых пройдет в Учебном центре «Информзащита» 27-28
мая.
Все
внесенные изменения я бы разделил на три основных части:
1)
локальные,
касающиеся ограниченной группы субъектов, и не влияющие на деятельность
основной массы операторов;
2)
уточняющие
нормы специальных законов;
3)
носящие
принципиально новый характер и изменяющие условия обработки персональных
данных.
К
первой группе относятся корректировки законов о прокуратуре, о системе
государственной службы, о государственной гражданской службе, о муниципальной
службе, об актах гражданского состояния, которые уточняют конкретные нормы
доступа к персональным данным для соответствующих категорий служащих и их
обработки.
Ко
второй группе я бы отнес изменения в закон о дактилоскопической регистрации.
Однако изменения эти минимальны (теперь прямо сказано, что дактилоскопическая
информация – это биометрические персональные данные, и сообщено об обязанности
обеспечивать их безопасность и об ответственности за нарушения требований
закона, как будто это прямо не вытекает из существовавших уже норм). А вот
противоречия в основаниях для обязательной обработки дактилоскопии между частью
2 ст.11 ФЗ «О персональных данных» и ст.9 закона о дактилоскопической
регистрации никак не устранены. Жаль, а можно было. Сюда же попадают и
изменения в закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей».
Во
вторую группу включаю очень полные и подробные новые нормы закона «О лотереях»,
регламентирующие обработку персданных участников. Чувствуется уверенная рука
лоббистов!
Третья
группа включает изменения в закон о негосударственных пенсионных фондах,
достаточно радикально решающие вопросы получения согласия субъектов
персональных данных и передачи их обработки третьим лицам, я об этом достаточно подробно уже писал ранее.
Такого
же уровня и значимости изменения внесены и в закон «О связи», освобождающие
оператора связи от обязанности получать согласие абонента на передачу его
данных иным лицам с целью заключения и исполнения договора.
К
этой же группе я отношу изменения в закон «О государственной социальной помощи»,
наделяющие орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи (Пенсионный фонд
Российской Федерации), полномочиями по определению правил ведения регистра и
доступа к информации в нем.
И
сюда же, в третью группу, я бы включил и изменения в Трудовой кодекс. Они
кажутся минимальными и техническими, но отмена ст.85, определяющей понятие
персональных данных работника, представляется весьма неудачной и даже
опасной. В утратившей силу статье
обработка персональных данных работодателем четко ограничивалась трудовыми
отношениями и конкретным работником, применение же расширительного толкования
определения из 152-ФЗ ничего, кроме головной боли, операторам не добавит.
Новая
часть ст.29 Гражданского процессуального кодекса наделяет субъекта персональных
данных правом подавать иски о защите прав, в том числе о возмещении убытков и
компенсации морального вреда по месту жительства истца, что также весьма важно,
учитывая количество нарушений, приходящихся на область интернет-коммерции. Вот
только активного использования этого права в стране пока не наблюдается.
Отдельного
пояснения заслуживают изменения в закон «Об образовании». Уточняя часть 4 ст.98
в части порядка формирования и ведения федеральной информационной системы,
региональных информационных систем в системе образования, закон исключает из этой
статьи все нормы, предусматривавшие возможность обработки персданных в рамках
ЕГЭ без согласия участвующих в процессе субъектов. Это изменение можно было бы
только приветствовать, но при одном условии – если бы в нем, наконец, появилась
норма, ясно и четко говорящая о том, что для реализации возложенных законом на
образовательное учреждение функций и полномочий не требуется получения согласия
участников процесса обучения на обработку их персональных данных, необходимых
для этого. Очевидно, что школа не может работать без персданных учеников, их
родителей и законных представителей. Всем очевидно. Кроме законодателей. И
школы, детские сады, колледжи и вузы который год собирают какие-то
бессмысленные и нарушающие права граждан согласия на обработку.
Подводя
итоги этого обзора, который, к сожалению, не получился коротким, пора ответить
на вопрос, вынесенный в заголовок. Отвечаю. А не почему. Просто так получилось.
У нас более сотни законов и 250 постановлений Правительства, так или иначе
регулирующих обработку персональных данных. Исправили (да и то фрагментарно)
14. Нашлись силы, которые добились изменения именно в них. На остальные,
видимо, «толкачей» не объявилось. И когда теперь появятся – неизвестно.
Особого
внимания заслуживает тот факт, что внесенные изменения все-таки не коснулись
Кодекса об административных правонарушениях, ужесточения наказания не
произошло, новых составов правонарушений не появилось, а функции по привлечению
нарушителей к ответственности инспекторам Роскомнадзора не переданы. Я отношу
это к традиционным для Думы сдержкам и компенсациям. Жизнь некоторым операторам
упрощена, изменения сделаны – пока можно ограничиться и этим.
Между
тем изменения, и гораздо более серьезные, давно нужны. Несоответствие 152-ФЗ и
других законов в части получения согласия субъектов, в том числе – на передачу
третьим лицам, а также информирования субъектов о начале обработки данных,
полученных от других лиц, коллизии с банковской и врачебной тайной,
невозможность реализации своих полномочий без обработки персданных в некоторых
видах деятельности и отсутствие оснований их обрабатывать в статьях 6,10, 11 и
12 закона «О персональных данных» требуют регулирования именно законами. И
противоречивая практика правоприменения лишь обостряет эти проблемы.
Уважаемый Михаил! Хотелось бы уточнить по изменениям в Закон "Об образовании". Вы пишите, что изменения можно было бы приветствовать, но при условии, если бы в законе появилась норма о том, что не нужно брать согласие от участников процесса обучения в случае реализации возложенных законом на образовательное учреждение функций и полномочий. Вопрос: В настоящее время образовательное учреждение разве не может пользоваться п. 2 ч. 1 ст.6 Закона № 152-ФЗ, в части обработки ПД для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
ОтветитьУдалитьНаталья, извините, пост очень давний, Ваш вопрос затерялся. п.2 части 1 ст.6 работает на практике очень плохо для деятельности, обработка персональных данных в которой законом не отрегулирована. Вот, например, ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" четко определяет перечень участников системы персонифицированного учета, порядок передачи информации между ними и состав обрабатываемых персональных данных. А в законе об образовании ничего этого нет. Поэтому нельзя определить допустимые границы обработки и права участников. В результате школы требуют безумные согласия на обработку, не ограничивая своих возможностей, в том числе и на распространение. Мне кажется, такие вопросы регулировать надо. А по сути дела любое юрлицо и любой ИП должны обрабатывать персданные по закону, иначе работать не смогут.
ОтветитьУдалитьСпасибо за ответ
ОтветитьУдалитьВ декабре 2015 были внесены крайние изменения в закон об образования Российской Федерации 2012
ОтветитьУдалитьИзменения постоянно в законы вносятся. В этом есть что-то особенное или относящееся к теме поста?
ОтветитьУдалить