Насколько далеко можно идти, определяя
допустимую и недопустимую информацию для наших детей, да и для нас тоже? Следуя
логике наших законодателей, возникает вопрос, а должен ли быть запрещен к
распространению, например, роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина», суицид в котором
– одно из центральных мест, определяющих нравственную позицию главной героини,
а также все возможные вариации романа – экранизации, балеты, электронные версии
в интернет-библиотеках и т.п.? Допустима ли пропаганда ненависти к социальной
группе ростовщиков (банкиров), материальным воплощением которой стал удар
топором Раскольникова?
Попытки подменить цензуру, запрещенную
российской Конституцией, на многочисленные черные списки со ссылками на еще
более жесткое зарубежное законодательство, которое, впрочем, даже не цитируются
при обосновании необходимости дальнейшего регулирования (ограничения) контента
ресурсов в Интернете, наводят на эти мысли постоянно.
Есть такой город в Черногории – Будва.
Фактически центр туристического бизнеса со всеми его атрибутами: отличными
многокилометровыми адриатическими пляжами, пиниевыми рощами, бесчисленными
ресторанами и ресторанчиками, и, наконец, старым городом, история которого
насчитывает две с половиной тысячи лет.
А главным преданием древнего города является
легенда о двух влюбленных, давшая имя городу. Искусный каменотес Марко полюбил
девушку Елену, родители которой воспротивились браку с неровней. Несчастные
влюбленные бросились с городской стены в море, но боги смилостивились над ними
и превратили в рыб. Кто-то при этом воскликнул «Ко едно нек буду два!» - «Пусть
одним будут эти двое», отсюда и Будва – «буду два». Появилась странная рыба, состоящая
из двух половинок, ставшая эмблемой города и размещенная на городской стене
(предание, заметьте, никто не запретил по причине наличия суицида).
В этом году в городе среди прочих
бесчисленных летних праздников уже прошел карнавал. А предшествовал ему конкурс
детского рисунка на тему городских «духовных скреп», как теперь говорят у нас.
Результаты конкурса вывешены перед крепостной
стеной, традиционно являющейся декорацией для главных городских событий.
Центральное место в
экспозиции заняли иллюстрации детей к главной городской легенде и символу
города.
Вот, например, признание в
любви, слезы отчаяния и принятие трагического решения о смерти вдвоем.
А вот - последнее мгновение
перед шагом с городской стены в море.
Судя по рисункам, авторы –
еще дошкольники.
Наверное, организаторы
конкурса тоже думали о детской психике, о недопустимости пропаганды суицида, о
нравственном здоровье. Но посчитали все это возможным, и даже важным и
полезным. И не было никаких сообщений, что после конкурса кто-то пытался
повторить столь радикальное решение вопроса о допустимости встреч юных
влюбленных, хотя наверняка не всем родителям черногорских ромео и джульет
нравятся избранники их любимых чад. И не одно поколение городских жителей эту
легенду с детства знает, и туристам, и туристам, и семьям с детьми тоже
рассказывают.
Я к тому, что, может, не
стоит запрещать все то, что кажется опасным для детской психики людям, уполномоченным на то государством?
Может, родители сами разберутся с допустимостью чтения Шекспира, временем и
возможностью знакомства с судьбой бедной Лизы и Катюши Масловой? Ведь выросли
же на этих произведениях и мы с вами тоже…
И Интернет здесь совсем ни при чем. В созданных
веками произведениях искусства – книгах, фильмах, живописи, гораздо больше
того, что подходит под определение ресурсов, доступ к которым в сети должен
быть ограничен, чем в созданных специально для размещения на интернет-сайтах. И
«Курение мака» Грема Джойса или советские «Вам и не снилось» Галины Щербаковой
(повесть) и Ильи Фрэза (фильм) – совсем не про пропаганду наркотиков и смерть
(хотя цензура вмешалась в советскую повесть про влюбленных и тогда).
Может, не надо запрещать так много? Запретный
плод вызывает интерес. Провести грань между искусством, информацией и
пропагандой иногда очень сложно. Но очень важно в конечном итоге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий