Сенатор Совета
Федерации Жанна Яновна Иванова 2 февраля внесла в Государственную Думу законопроект,
возвращающий в паспорта россиян «пятую графу» – сведения о национальности. Не
предложение «об изменениях отдельных федеральных законов», как это стало модным
в последнее время, а вполне себе самостоятельный закон. Это явно становится
трендом российского законотворчества – аналогичный законопроект
уже вносили почти год назад. Тогда инициаторы-коммунисты шли еще дальше,
предлагая россиянам указать заодно и свое вероисповедание. Но проект завернули,
убоявшись новых расходов. Сейчас с бюджетом все хорошо, свободных денег много,
и можно наконец-то заняться сакральным. Кроме того, совсем недавно нездоровый
интерес к национальности рождающихся, брачующихся и умирающих проявили в
Минюсте, обосновав его вопросами статистики, но предусмотрев сугубую
добровольность указания этой специальной категории персональных данных,
требующей письменного согласия граждан на обработку при обращении этих самых
граждан в органы записи актов гражданского состояния, что меня также
немало удивило.
Когда я читаю о таких
новациях, у меня всегда первым появляется вопрос – зачем? Чего в супе так не
хватает, что туда срочно надо добавить экзотические специи, которые существенно
поменяют его вкус? За ответами надо обращаться не только к тексту
законопроекта, но и к пояснительной записке к нему, благо они
в АСОЗД есть.
Начинается текст
внесенного проекта с почти прямой цитаты части 1 ст.26 Конституции,
закрепляющей право каждого определять и указывать свою национальную
принадлежность. Но вот про вторую часть, устанавливающую, что никто не может
быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности,
почему-то в законе умалчивается.
Законопроект в
преамбуле утверждает, что национальная принадлежность гражданина Российской
Федерации является одним из главных признаков самоидентификации любого
человека, воспринимается в качестве одной из важнейших ценностных категорий для
отдельной личности, выступает гарантом сохранения самобытности каждой
национальной (этнической) общности многонационального народа Российской
Федерации, способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений
в стране и укреплению единства российской нации в целом. Утверждения более, чем
спорные, а учитывая периодические проявления самых разных форм ксенофобии (одно
из самых сильных обострений со времен чеченских войн мы наблюдаем сейчас) – не
только спорные, но и в корне не соответствующие действительности.
Статья 1 закона
совершенно неожиданно заявляет, что «в соответствии с Конституцией Российской
Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права
совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и
указание своей национальной принадлежности, а также права родителей либо
единственного родителя (иного законного представителя) на определение и
указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего
подопечного) – гражданина Российской Федерации». Право родителей определять и
указывать национальность детей – это что-то фундаментально новое для
российского законодательства.
Такого не было даже
во времена СССР. В свидетельстве о рождении ребенка и в советский период
истории (во всяком случае тот, который я помню), и сейчас национальность
ребенка не указывалась. Там были и есть только сведения о национальности
родителей, которые сейчас указываются сугубо по их желанию. Получая свой первый
паспорт, гражданин СССР делал выбор своей национальности, и, насколько я помню,
она не обязательно должна была совпадать с национальностью родителей или одного
из них. Автор законопроекта об этом, наверное, помнит, и с вольностями
предлагает покончить, требуя «обоснованного сочетания при определении
национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания с
объективными критериями такого определения». Т.е., видимо, если представителю
ФМС, которому закон предоставляет права реализовывать этот принцип, лицо
кандидата получить определенную национальность при выписке внутреннего паспорта
покажется не соответствующим сложившимся у него критериям национальной
принадлежности, он вправе отказать в самоидентификации обратившемуся
гражданину, отправив его в суд для защиты своего права выбрать национальность
(пункт 9 статьи 2 законопроекта).
Критерии национальной
принадлежности в законопроекте предлагаются следующие: родной язык, традиции и
обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в
соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии
определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом.
Вся процедура
простановки в паспорте сведений о национальности основана на том, что таковая
будет указана в свидетельстве о рождении, и решение родителей о национальности
ребенка при желании указать иную национальность надо будет оспаривать в суде.
Предполагается, что отметке
о национальной принадлежности в паспорте будет присвоен индивидуальный
регистрационный номер, а для каждого гражданина будет изготовлено загадочный индивидуальный
штамп (клише) отметок о национальной принадлежности, который будет храниться в
органе ФМС, которую параллельно хотят ликвидировать.
Кстати, зачем этот индивидуальный штамп нужен, кроме разовой простановки в
паспорте, из текста законопроекта не ясно. Изготовляться он будет, естественно
за счет заявителя – лица, решившего увековечить свою национальность. Процедура
установления национальности – многоуровневая, с заявлениями, рассмотрением,
оплатой и прочее, и предусматривает принятие постановления правительства, может
быть – и не одного.
Инициатор закона
почему-то считает, что «известно, что в рамках существующего гражданского
оборота национальная принадлежность ребенка по желанию его родителей (или
единственного родителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации
об актах гражданского состояния (Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. №
143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и другими нормативными правовыми
актами) уже указывается, - поэтому представленный законопроект логически
встраивает данное положение в более комплексное законодательное регулирование
соответствующих правоотношений». Интересное утверждение. В главе II
этого
закона, определяющей содержание записи о рождении ребенка и сведения, вносимые
в свидетельство о рождении, упоминается только национальность родителей или
одного из них, а о национальности ребенка нет ни слова.
Внимательно изучив
закон, пояснительную записку и прочие приложенные к нему документы, ответ на
вопрос «зачем это нужно?» я так и не нашел. В очередной раз удивившись тому,
что с законодателями мы, наверное, читаем разные законы. Где они берут свои, я
не знаю.
И последнее.
Национальность – специальная категория персональных данных. Каждое снятие копии
с паспорта, где указана национальность, потребует получения согласия субъекта в
письменной форме, предусмотренной частью 4 статьи 9 закона «О персональных
данных».
Ох, повеселимся.
Пора внести законопроект о лишении депутата его статуса в случае незнания законодательства и Конституции РФ; предложения нелепых законопроектов; принятия закона, который не будет работать. Как говорится : "Инициатива наказуема"
ОтветитьУдалить