Отдохнули? Продолжим анализ указа мэра Москвы № 97-УМ, начатый в пятницу. Тем более, что как раз сегодня, 12 октября, работодателям через личный кабинет на сайте mos.ru надо сдать персональные данные (настаиваю на том, что это именно персональные данные, что бы не разъясняли по этому поводу в пресс-службе ДИТ Москвы, например, здесь) не менее 30% своих работников, отправленных на удаленку.
Учитывая,
что авторы указа «забыли» сообщить цель сбора запрашиваемых персональных данных
(что прямо нарушает требования частей 2, 4 и 5 статьи 5 закона «О персональных
данных»), о том, как они будут использоваться, можно только догадываться.
Есть два очевидных
варианта: отслеживать местонахождение дистанционных работников или физическое
присутствие их в офисе.
Первый вариант
представляется бессмысленным, поскольку нигде не указано, что дистанционная
работа должна вестись исключительно по месту регистрации работника, и что
работник-удаленщик не может передвигаться по городу. Он может жить совершенно в
другом месте, а не в указанном в паспорте, у него может сидеть семеро по лавкам
в маленькой ипотечной квартирке, и он будет уезжать работать к любимой маме, одиноко
живущей на другом конце Москвы и радующейся возможности лишний раз провести
время с любимым ребенком, и даже, страшное дело, снять под это специальную
квартиру или рабочее место в коворкинге, если зарплата позволяет, а дома
работать не получается (дети, домочадцы, соблазны и еще 99 причин).
Ловить его по номеру
машины по той же причине смысла нет.
Отслеживать нахождение удаленщика
на производстве или в офисе, тоже как-то не очень конструктивно. Он может
заезжать за документами, расходными материалами, еще за чем-нибудь очень
нужным, и случайно попасть в этот момент под проверку. История со штрафами по
результатам распознавания лиц с вероятностью больше 50% показывает, что суды
особо вникать в то, кто, куда и зачем приехал, не будут. Можно, конечно, исходить
из какого-то порога присутствия на работе дистанционных работников, но,
опять-таки, указ этих норм не устанавливает.
И уж точно эти данные
никак нельзя применять «только для оценки пассажиропотока в столице», в чем, как сообщает РБК со
ссылкой на ТАСС,
уверял заместитель руководителя департамента информационных технологий Дмитрий
Иванов на встрече с представителями бизнеса. Для этого достаточно просто
сравнить количество пассажиров в московском транспорте до 12 октября и после.
Правда, в воскресенье
риторика изменилась. Тот же ТАСС процитировал выступление мэра Собянина: «Требуем
предоставить списки людей, которые переводятся на удаленку. Будем обеспечивать
контроль за их соблюдением. К сожалению, другого варианта нет и это на самом
деле самый лайт вариант, когда предприятия не закрываются, ни одна из сфер
экономики не закрывается».
Значит, все-таки не про
пассажиропотоки идет речь, а про отслеживание поведения людей.
То есть статьи 23, 24 и
27 российской Конституции в Москве временно отменяется, а после восстановления
ее действия у столичной власти останутся сведения, запрошенные на период приостановки.
Если
честно, особых иллюзий не было. Еще в пятницу я получил два вежливых
напоминания от корреспондента «Сайт мэра Москвы» (даже с обращением по
имени-отчеству) и от московского Дептранса, что мне уже исполнилось 65 лет, и
на улице, и в транспорте мне делать нечего. Взамен даже пообещали доставить
дрова по льготной цене.
Вот
только смущает, какие ресурсы придется потратить на реализацию этого контроля.
По официальным данным правительства Москвы, на 4 квартал 2019 года численность занятого
населения в Москве составляла 7,2 млн. человек. Предположим, что
половина из них работает в очень важных-оборонных-космических-непрерывных и
иных определенных штабом по ковид организациях.
Значит,
на удаленке должно находиться больше 1 миллиона работающих в Москве граждан. Геолокация
миллиона по месту нахождения включенного сотового телефона и номеру автомашины?
Серьезно?
Комментариев нет:
Отправить комментарий