С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица, нужно лишь посмотреть в камеру на турникете, - сообщил официальный сайт Мэра Москвы.
Антон Нехаенко на портале
Banki.ru достаточно подробно разобрал тему внедрения системы
оплаты проезда «лицом» Face Pay и возможные последствия ее использования, в комментировании которой я также поучаствовал,
но посчитал нужным более детально разъяснить свою позицию в личном блоге,
поскольку проблема касается буквально каждого из нас и связана с большим
количеством, мягко скажем, «недоговоренностей», возникших при внедрении
системы.
О целях внедрения системы Face Pay. В ответах на вопросы
о системе начальник службы платёжных сервисов Московского метрополитена, на первое место
ставит транспортную безопасность, поиск преступников, а не удобство прохода для
пассажиров.
Именно для этой цели установили первые камеры, которые теперь приспособили для
оплаты, что несколько странно в такой ситуации.
О том, какие данные о пассажире собирает система и об их
защите.
На сайте mos.ru, в анонсе новой
системы оплаты, указывается, что для ее использования нужно привязать
банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису
через приложение «Метро Москвы», но скромно умалчивается о необходимости передать
в систему через это приложение еще и изображение лица владельца карты. Стоит
обратить внимание на то, что нет ни слова о том, как защищается передаваемая
приложением информация, в частности, о средстве платежа и биометрических данных,
где и как она будет храниться, кто является в отношении нее оператором
персональных данных и несет ответственность за возможные инциденты с
персональными данными. Ничего не сообщается о величине допустимых ошибок
первого и второго рода (отказать в проходе владельцу или пропустить похожее на
него лицо).
Особенно удивляет такая
информация в комментариях Департамента транспорта: «Система не способна
«связать» фотографию человека с его личностью — у неё просто нет данных для
этого: в личном кабинете пассажир привязывает только банковскую карту, номер
телефона и «Тройку»». Но ведь банковская карта привязана к конкретному
владельцу и к его лицу при его распознавании, иначе и быть не может.
О роли турникета метро в обработке персональных данных. В Департаменте
транспорта Москвы рассказали о том, что «вся информация будет надежно
зашифрована, камера на турникете считывает биометрический ключ, а не
изображение лица или другие персональные данные». Веб-камера не может считывать
«биометрический ключ», она может только зафиксировать изображение лица, которое
затем надо преобразовать в «биометрический ключ», точнее – в математический
шаблон, который и будет сверяться в базе данных с другими шаблонами. Опровержение
этого алгоритма содержится в той же публикации: «Когда человек подходит к
турникету, камера на нём делает несколько снимков. Лучший кадр по освещённости,
положению головы, открытости лица и многим другим параметрам переводится в
биометрический вектор, сравнивается с точками в базе». Сложно представить, что
такое преобразование выполняется на каждом турникете станций метро, а не
передается для обработки на серверы.
Относительно шифрования, используемого для защиты
персональных данных.
Утверждается, что шаблоны изображений лиц на сервере, которые есть «в каждом
вестибюле», зашифрованы. Тогда вопрос: для распознавания по каждому пассажиру шаблоны
расшифровываются, или шифруется шаблон и сравнивается с зашифрованными же образами?
Как происходит обновление данных на каждом из серверов, какие используются
протоколы и алгоритмы шифрования? Все эти вопросы покрыты мраком и даже не
обсуждаются. Я уже не говорю про межсетевые экраны, системы обнаружения компьютерных
атак и обо всем остальном, что должно быть в любой информационной системе
персональных данных и, в соответствии со статьей 18.1 Закона о персональных
данных, указываться в политике оператора, размещаемой для неограниченного
доступа.
О создании маршрута передвижения пассажира и необходимой
для этого информации.
Департамент транспорта сообщает: «Посмотреть историю своих маршрутов может
только сам пассажир — в личном кабинете, пароль от которого знает только он
(при этом вход защищён двухфакторной аутентификацией)». Это значит, что лицо пассажира
фиксируется и при выходе со станции, иначе будет невозможно отследить маршрут.
Вопрос – зачем и как это связано с оплатой «по лицу» и не является ли
распознавание лица пассажира на выходе из метро избыточным для целей оплаты
проезда в метро? И, конечно же, ко всему, что лежит в базах данных о
передвижениях пассажиров, включая личные кабинеты, имеют доступ администраторы
системы.
О технических сбоях системы и «перепутанных» пассажирах. Сообщается, что, если
вдруг произойдёт технический сбой и одного пассажира перепутают с другим, он
может написать об этом чат-боту Александре, и в течение трёх дней деньги за поездку
вернутся. И как тогда будут разрешаться конфликты? Желающих отказаться от
поездки и сэкономить найдется достаточно много и всем вернут деньги?
Face Pay и не «привязанные» к ней пассажиры. Ну и вишенка на
торте: «Face Pay распознаёт только тех, кто зарегистрировался в системе — на
остальных пассажиров камера не реагирует: ей просто не с чем сравнивать» Что значит
– не реагирует? Умная камера заранее знает, кого снимать, а кого нет? И по базе
данных не прогоняются шаблоны лица всех проходящих через турникет? Этого просто
не может быть, такая система работать не сможет.
О согласии пассажиров на обработку их биометрических
персональных данных.
Мне не удалось найти в мобильном приложении интерфейса для использования Face
Pay, текст согласия на обработку биометрических персональных
данных (а оно, согласно Закону о персональных данных, должно быть дано в
письменной форме и соответствовать по содержанию требованиям законодательства).
Текст согласия есть на сайте
метрополитена, но закону он совсем не соответствует, оно анонимное, без
паспортных данных, адресов субъекта и оператора. Целью обработки биометрических
данных, помимо оплаты проезда, указано получение «иных услуг», каких – не
сообщается (что тоже не законно), а вот про поиск преступников и обработке с этой
целью данных пассажиров в согласии нет ни слова. Согласие дается ГУП
«Московский метрополитен», а также организациям, подведомственным Департаменту
транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и иным
лицам, обеспечивающим достижение целей обработки изображения, указанным в
пункте 4 настоящего согласия.
Что это за организации,
какие у них цели, и что они делают с персональными данными пассажиров? Если исполняют
получение обработки, полученное от метрополитена, то эти лица должны быть
поименованы с указанием их адреса – это требования Закона о персональных данных.
Если решают иные задачи, не связанные с поручением, хотелось бы знать, какие
именно, иначе согласие не отвечает требованиям конкретности, информированности и
сознательности.
Указано, что согласие
действует со дня его выдачи, в том числе в форме электронного документа,
подписанного простой электронной подписью, но о том, как его подписать
электронной подписью и какой, не сообщается.
Между тем, штраф за
согласие, оформленное с нарушением установленных законом требований к составу
сведений, включаемых в согласие субъекта в письменной форме, влечет административную
ответственность в размере до 150 тысяч рублей по каждому случаю нарушения. Но ГУП
«Московский метрополитен», похоже, это совсем не пугает. Интересно, почему?
Действительная цель создания системы оправдывает средства?
О скорости оплаты проезда «лицом». Большие сомнения
вызывает и декларируемая высокая скорость оплаты проезда. Заммэра Максим Ликсутов
оптимистично оценивает количество пользователей системы в 10-15 процентов всех
пользующихся метро пассажиров. Сам метрополитен оценивал ежедневный пассажиропоток в 2019
году более, чем в 7 миллионов человек. Предположим, что пассажир в среднем
совершает в день две поездки, это значит в базе должно быть не менее 350 тысяч
шаблонов изображений лица. Прогнать шаблон фото через 350 тысяч образов быстрее,
чем считать данные с «Тройки» и записать на нее? Не верится...
В целом, предлагаемая
система пока гораздо больше похожа на систему контроля, а не оплаты. Так может
об этом честно заявить и сделать ее соответствующей закону?
И самое главное - что должен делать пассажир,
биометрические данные которого скомпрометированы? Отсутствие во всех
подобных внедряемых системах биометрической идентификации и аутентификации,
начиная с Единой биометрической системы, сведений о том, что должен делать
пользователь, биометрические данные которого скомпрометированы и как ему после
этого жить дальше, а также отсутствие процедур разрешения конфликтов при
оспаривании транзакций делают риски использования таких систем вообще
неприемлемыми.
Использование данной
системы для оплаты проезда в метрополитене я считаю крайне рискованным для
граждан и ни в коем случае не рекомендую ею пользоваться.
Совершенно верное замечание!!!
ОтветитьУдалитьТехнология несовершенна. Вначале испробовали бы ее на обезьянах, что ли. А то вот полицейские избили недавно артиста, по данным системы распознавания.
Молодец Михаил Юрьевич, полностью поддерживаю.
ОтветитьУдалить