Законопроект №
217355-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи
с принятием ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц
при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ «О персональных
данных» - один из рекордсменов в Государственной Думе. Принятый в первом чтении
еще 25 ноября 2005 года, он больше семи лет (!) лежал в дальнем углу ящичка
законодателей фактически без всякого движения. Депутаты вспоминали о нем в
2007, 2009 и 2012 годах, предлагая в очередной раз продлить срок подготовки поправок,
назначить новых ответственных и соисполнителей.
И вдруг произошел взрыв. 21 марта
Правительство на своем официальном сайте разместило полный текст предлагаемых
поправок, предлагая сократить число корректируемых законов с первоначальных 23
до 17. Дума активно поработала с текстом, и 26 апреля, оставив в проекте изменения
в 14 законов, приняла его сразу во втором и третьем чтениях и передала в тот же
день для одобрения в Совет Федерации.
Совфед, презрев выходной день и
подготовку к традиционной первомайской посадке картошки, немедленно, в субботу
27 апреля 2013 года принял решение, что рассмотрение закона Советом Федерации
не является обязательным, и одобрил поправки. Глава Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию
гражданского общества Андрей
Клишас пояснил, что поправки,
в частности, предусматривают «повышенные меры охраны и защиты персональных
данных ограниченного доступа» (ищите здесь).
Как сообщает пресс-служба Совета
Федерации, сведения о политических, религиозных и иных убеждениях, членстве в
общественных объединениях и профсоюзной деятельности работника без его согласия
работодателем обрабатываться не могут, а согласие субъекта персональных данных
на предоставление его данных и дальнейшую обработку третьим лицам обязательно.
Сенаторы единодушно согласились с этим.
Детальный анализ внесенных
изменений требует внимательного и детального их рассмотрения, и лучше его будет
сделать не спеша после подписания проекта Президентом. Я же остановлюсь на том
изменении, к которому имею самое непосредственное отношение, поскольку готовил
его текст и искал проходную для Думы формулировку.
Статья 3 законопроекта радикально
меняет статью 15 «Конфиденциальная информация фонда» Федерального закона от
7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах». В новой редакции предусматривается, что фонд вправе получать,
обрабатывать и хранить информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с
федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных
вкладчиков-физических лиц, страхователей-физических лиц, участников,
застрахованных лиц, выгодоприобретателей и правопреемников участников и
застрахованных лиц. При этом фонд не обязан получать согласие вкладчиков,
страхователей, участников, застрахованных лиц и выгодоприобретателей на
обработку персональных данных в объеме, необходимом для исполнения договора, в
том числе – касающихся состояния здоровья указанных лиц и предоставленных ими
или с их согласия третьими лицами. Указанная информация может быть передана
правопреемникам участников и застрахованных лиц. Фонд вправе поручить обработку
персональных данных всех этих субъектов организациям, которые, в соответствии с
договором, осуществляют ведение пенсионных счетов, если указание на такие
организации содержится в правилах фонда, а также иным организациям, если это
необходимо для исполнения пенсионного договора, договора об обязательном
пенсионном страховании, договора о создании профессиональной пенсионной системы
и не обязан получать согласие субъектов персональных данных на поручение
обработки персональных данных всем этим третьим лицам.
Теперь никаких проблем с
получением согласия практически всех лиц, чьи данные обрабатываются негосударственным
пенсионным фондом, в том числе – о состоянии здоровья, а также с передачей
персданных любым третьим лицам в рамках исполнения договора, не требуется. Я
считаю это прорывом и свидетельством того, что позитивные изменения вполне
реальны. Да и прецедент создан.
Для меня это – самое серьезное
личное достижение в законотворчестве. И подтверждение того, что терпение и труд…
смущает фраза "а также иным организациям ...".
ОтветитьУдалитьПо сути это неограниченный круг лиц?
Это организации, которые необходимо привлечь для исполнения договора с субъектом и которые заранее определить невозможно, в том числе осуществляющие рассылку, колл-центы и т.д. Неограниченным кругом лиц их назвать нельзя,поскольку передача данных осуществляется только для исполнения договора.
ОтветитьУдалить