29 апреля 2013 г.

Изменения в законодательстве, связанные с персональными данными. Пока про пенсионные фонды

Законопроект № 217355-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ «О персональных данных» - один из рекордсменов в Государственной Думе. Принятый в первом чтении еще 25 ноября 2005 года, он больше семи лет (!) лежал в дальнем углу ящичка законодателей фактически без всякого движения. Депутаты вспоминали о нем в 2007, 2009 и 2012 годах, предлагая в очередной раз продлить срок подготовки поправок, назначить новых ответственных и соисполнителей.
И вдруг произошел взрыв. 21 марта Правительство на своем официальном сайте разместило полный текст предлагаемых поправок, предлагая сократить число корректируемых законов с первоначальных 23 до 17. Дума активно поработала с текстом, и 26 апреля, оставив в проекте изменения в 14 законов, приняла его сразу во втором и третьем чтениях и передала в тот же день для одобрения в Совет Федерации.
Совфед, презрев выходной день и подготовку к традиционной первомайской посадке картошки, немедленно, в субботу 27 апреля 2013 года принял решение, что рассмотрение закона Советом Федерации не является обязательным, и одобрил поправки. Глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас пояснил, что поправки, в частности, предусматривают «повышенные меры охраны и защиты персональных данных ограниченного доступа» (ищите здесь).
Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, сведения о политических, религиозных и иных убеждениях, членстве в общественных объединениях и профсоюзной деятельности работника без его согласия работодателем обрабатываться не могут, а согласие субъекта персональных данных на предоставление его данных и дальнейшую обработку третьим лицам обязательно. Сенаторы единодушно согласились с этим.
Детальный анализ внесенных изменений требует внимательного и детального их рассмотрения, и лучше его будет сделать не спеша после подписания проекта Президентом. Я же остановлюсь на том изменении, к которому имею самое непосредственное отношение, поскольку готовил его текст и искал проходную для Думы формулировку.
Статья 3 законопроекта радикально меняет статью 15 «Конфиденциальная информация фонда» Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В новой редакции предусматривается, что фонд вправе получать, обрабатывать и хранить информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных вкладчиков-физических лиц, страхователей-физических лиц, участников, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и правопреемников участников и застрахованных лиц. При этом фонд не обязан получать согласие вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и выгодоприобретателей на обработку персональных данных в объеме, необходимом для исполнения договора, в том числе – касающихся состояния здоровья указанных лиц и предоставленных ими или с их согласия третьими лицами. Указанная информация может быть передана правопреемникам участников и застрахованных лиц. Фонд вправе поручить обработку персональных данных всех этих субъектов организациям, которые, в соответствии с договором, осуществляют ведение пенсионных счетов, если указание на такие организации содержится в правилах фонда, а также иным организациям, если это необходимо для исполнения пенсионного договора, договора об обязательном пенсионном страховании, договора о создании профессиональной пенсионной системы и не обязан получать согласие субъектов персональных данных на поручение обработки персональных данных всем этим третьим лицам.
Теперь никаких проблем с получением согласия практически всех лиц, чьи данные обрабатываются негосударственным пенсионным фондом, в том числе – о состоянии здоровья, а также с передачей персданных любым третьим лицам в рамках исполнения договора, не требуется. Я считаю это прорывом и свидетельством того, что позитивные изменения вполне реальны. Да и прецедент создан.
Для меня это – самое серьезное личное достижение в законотворчестве. И подтверждение того, что терпение и труд…

2 комментария:

  1. смущает фраза "а также иным организациям ...".
    По сути это неограниченный круг лиц?


    ОтветитьУдалить
  2. Это организации, которые необходимо привлечь для исполнения договора с субъектом и которые заранее определить невозможно, в том числе осуществляющие рассылку, колл-центы и т.д. Неограниченным кругом лиц их назвать нельзя,поскольку передача данных осуществляется только для исполнения договора.

    ОтветитьУдалить