11 августа 2015 г.

Для каких операторов персональных данных 1 сентября станет днем перемен

Есть не совсем корректное мнение, что изменения законодательства о персональных данных, вступающие в силу с 1 сентября, касаются только иностранных и международных компаний, работающих в России или предоставляющих сервисы россиянам. Это не то, чтобы не совсем так. Это совсем не так.   

На предстоящем 25 августа вебинаре
, проводимом Учебным центром «Информзащита», мы подробно разберемся с этим вопросом, а пока некие предварительные оценки.

Всех операторов, на деятельности которых скажутся законодательные нововведения, можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какие именно последствия для них имеют вступающие в силу нормы и какие действия им надо предпринять для обеспечения соответствия законодательству.

Первая группа включает абсолютно всех российских операторов персональных данных, как подавших уведомление и включенных в Реестр Роскомнадзора, так и не посчитавших для себя обязательным или целесообразным это сделать. Всех, потому что с 1 сентября 2015 года контроль за обработкой персональных данных выводится из-под регулирования Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и будет регламентироваться не законом, а специальным постановлением Правительства, принятие которого ожидается в ближайшее время, а также «Административным регламентом исполнения Роскомнадзором государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации», в который также, будут внесены изменения, но, видимо, несколько позже.

Ситуация с проверками меняется довольно серьезно. Об этом мы подробно поговорим на вебинаре, рассмотрев попутно и порядок ограничения доступа к сайтам нарушителей обработки персональных данных в интернете. И поговорить будет о чем. Отсутствие необходимости согласования большинства проверок с прокуратурой, систематическое наблюдение, привлечение экспертов и, самое важное, возможность выдвижения требования надзорным органом о прекращении обработки персональных данных до приведения ее в соответствие с законом ситуацию меняют кардинально. Ау, банки, страховые компании, операторы связи, медицинские и образовательные учреждения – как вы себе представляете прекращение для своих организаций обработки персональных данных и его последствия

Следующая группа операторов включает тех, кого коснутся изменения, требующие размещения баз персональных данных в период их сбора, а также с целью актуализации, на территории Российской Федерации. Их можно разделить на пять подгрупп:

1)   органы власти всех уровней, государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
2)   российские компании, которые сегодня хостят свои системы в зарубежных дата-центрах или облачных инфраструктурах (таких, как Amazon EC2, Google Apps, Microsoft Azure и т.п.), по экономическим или иным соображениям, в том числе – из-за качества предоставляемых сервисов;
3)   российские компании, использующие приложения и базы данных зарубежных провайдеров по схеме SaaS, например, такие, как SalesForce, Microsoft Dynamics CRM, Oracle Database Cloud Service;
4)   зарубежные, международные, транснациональные компании, имеющие дочерние компании или представительства в России, использующие, как правило, централизованные информационные системы, такие, как ERP, CRM, кадрового и бухгалтерского учета и т.п., дислоцирующиеся где-то за рубежом;
5)   зарубежные компании, не присутствующие в России, но чьими услугами пользуются россияне – социальные сети (Facebook, Twitter и т.п.), крупнейшие интернет-магазины и аукционы (Alibaba, Amazon, eBay и др.), системы бронирования всего, чего угодно (Sabre, Amadeus, Galileo, Booking.com, Hotels.сом и др). Хотя они находятся вне российской юрисдикции, механизм блокирования доступа к ресурсам в сети интернет ставит их перед выбором – подчиниться закону и перенести часть ресурсов в Россию, или принять риск возможного прекращения бизнеса в нашей стране.
Возможные варианты поведения всех этих операторов мы рассмотрим в разделе вебинара, который называется «Организация обработки персональных данных после 1 сентября российскими, международными и иностранными компаниями, ведущими деятельность на территории России».
Теперь ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в связи с проведением вебинара. Вебинар платный. Его продолжительность – 4 часа, программа - здесь. Проводить его буду я. Полчаса в конце отведу на вопросы-ответы. Количество мест ограничено (Учебный центр бронирует общее количество подключений к сервису вебинара). Зарегистрироваться можно здесь и лучше заранее. Когда и где будет проходить еще раз, и будет ли он – пока не знаю, работы много.

До встречи! 

6 августа 2015 г.

О комментариях Минкомсвязи к 242-ФЗ

Retail & Loyalty опубликовал мои комментарии к разъяснениям Минкомсвязи относительно обработки персональных данных после 1 сентября 2015 года в связи с вступлением в силу поправок в закон о персональных данных, внесенных 242-ФЗ. Ниже – полный текст ответов на поставленные вопросы.

Вопрос: Многое ли проясняют или меняют разъяснения Минкомсвязи, размещенные на сайте ведомства?

Ответ: Они очень важны, поскольку именно Минкомсвязи является ведомством, отвечающим за выработку государственной политики и государственное регулирование в сфере обработки персональных данных. Однако, учитывая, что ранее оно практически этими вопросами никак не занималось, а Роскомнадзор параллельно дает свои разъяснения, не всегда совпадающие с министерскими, ситуация не очень проясняется. Сейчас очень важно, будет ли Роскомнадзор в своей деятельности следовать мнению Минкомсвязи или будет проводить свою линию.

Вопрос: Справедливо ли наше понимание, что, согласно разъяснениям:

- системам бронирования авиабилетов ничего не угрожает, и их не коснется перенос данных, и ничего, как пугали многие, в этой сфере не «остановится»?


Ответ: Разъяснения Минкомсвязи в отношении бронирования авиабилетов говорят о том, что принято решение сложившуюся ситуацию не ломать, а действовать постепенно, и это очень хорошо. Однако справедливости ради надо отметить, что в документах, в том числе международных конвенциях, на которые ссылается Минкомсвязи, ничего не говорится о глобальных системах бронирования и их территориальном размещение. К примеру, совершенно не понятно, почему на бронирование билетов российской компании, выполняющей рейс из Москвы в Новосибирск, требования закона о территориальности не распространяется ,а на интернет-магазин в Китае – распространяется.

- системам типа PayPal, а также интернет-магазинам типа AliExpress, JD.com и eBay также не придется вкладываться в перенос данных, и сфера трансграничного e-commerce не пострадает?
Ответ: А вот этих выводов в разъяснении Минкомсвязи нет, более того, руководство Роскомнадзора постоянно сообщает об успешных переговорах, в том числе и с владельцами указанных Вами сервисов, о переносе их баз данных в Россию. Правда, достоверных подтверждений таких переносов пока нет. Не исключено, ситуация будет развиваться по пессимистическому прогнозу – новые требования будут применяться избирательно к участникам рынка, и какие-то звери в лесу строго по Оруэллу окажутся равны больше, чем остальные.

Вопрос: Применяется ли закон экстерриториально, и должны ли те лица (в том числе, нерезиденты РФ), которым операторы или непосредственно сами субъекты ПД (граждане РФ) направляют ПД, на законных основаниях также обрабатывать их на территории РФ?

Ответ: Несмотря на данное по этому поводу министерством разъяснение, в комментариях различных должностных лиц и разъяснениях Роскомнадзора неоднократно подчеркивалось, что законодательство будет применятся к иностранным компаниям, не присутствующим в России, но деятельность которых направлена на российских граждан и даже давалось определение признаков такой направленности (доменная зона, сайт на русском языке, расчеты в рублях). В основном для них с 1 сентября вводится механизм блокирования доступа к сайтам в случае необеспечения размещения баз для первичного сбора персональных данных на территории России. Но и здесь пока полно противоречий. Министр связи Н. Никифоров высказал мнение, что Twitter, например, под действие закона не подпадает. А вот Facebook настойчиво убеждается в необходимости переноса данных россиян в российский сегмент. Как и Alibaba и Amazon.

Вопрос: Никому не придется переносить данные, внесенные в зарубежные системы до момента вступления закона в силу?

Ответ:
Здесь все практически единодушны: несмотря на отсутствие нормы о распространение требований нового законодательства на ранее возникшие правоотношения, не переносить данные можно только до вноса в базу данных хотя бы одной новой записи или актуализации ранее внесенных. А с этого момента база за пределами России находится вне закона.

Вопрос: Какие еще интересные моменты проясняют данные разъяснения Минкомсвязи?

Ответ:
Я лучше отвечу от противного: в них не содержится ответов на то, как они повлияют на правоприменительную практику. И это плохо. Но уполномоченный госорган выразил свою позицию, которой можно следовать в своей деятельности, и ссылаться на мнение ведомства, наделенного соответствующими функциями, в том числе при проверках и в суде. И это хорошо.

3 августа 2015 г.

Персональные данные после 1 сентября. Разберемся?

Итак, до 1 сентября, когда произойдут значительные перемены в системе работы с персональными данными, осталось меньше месяца.
Напомню, что с этой даты:
·         базы персональных данных, в которых происходит первичная регистрация и актуализация персональных данных российских граждан, должны находится на территории России, но слова «только» в законе нет;
·         контроль и надзор будет осуществляться не в соответствии с федеральным законом 294-ФЗ, а на основании отдельного постановления правительства, которого пока нет, и административного регламента, который есть только у Роскомнадзора (вопросы персональных данных могут проверять минимум пять ведомств с особенностями для каждого);
·         появится реестр нарушителей и механизм блокирования доступа к любому сайту в сети интернет вне зависимости от того, в чьей юрисдикции и на чьей территории он находится, если российский суд любой инстанции, включая мировой и районный, посчитает, что работа с персональными данными, например, их сбор или размещение, не соответствует российскому закону.
Эти новые нормы законодательства создают новые условия деятельности абсолютно для всех компаний, работающих с персональными данными россиян или деятельность которых направлена на Россию (появился теперь и такой термин, чтобы попасть под это определение, достаточно иметь сайт на русском языке в любой доменной зоне, даже если перевод делается роботом).
Мы выделили четыре группы операторов, для которых закон меняет ситуацию радикально, и которые простыми решениями не отделаются:
·         российские компании, хостившие свои сайты за рубежом, исходя из экономических или каких-то иных соображений;
·         российские компании, использовавшие зарубежный софт по схеме SaaS (софт как услуга) (помимо очевидных CRM, ERP, глобальных систем бронирования всего чего угодно и прочего сюда попадают многочисленные облачные хранилища, раздаваемые провайдерами и вендорами направо и налево, в том числе – бесплатно);
·         иностранные и международные компании с присутствием в России, использующие многотерриториальные информационные системы, распределенные по всему миру – кадровые, бухгалтерские, CRM и т.п.;
·         иностранные и международные компании, не присутствующие в России (не имеющие дочек и представительств), но активно работающие с россиянами – интернет-магазины, социальные сети, те же системы бронирования, платежные системы, и прочее.
Жить, как раньше, они смогут, если только регуляторы закроют на них глаза и сделают вид, что их нет. Кому-то это удастся, наверное. Но кому-то – точно нет.
Для тех, кто не хочет ждать милостей от природы надзора, 25 августа мы вместе с Учебным центром «Информзащита» проведем вебинар «Персональные данные россиян после 1 сентября 2015 года». В течение 4 часов мы детально разберемся с нововведениями, его участники узнают о позициях и мнениях различных ведомств, изложенных в ответах на направленные им запросы, постатейном комментарии Роскомнадзора к закону о персональных данных, на специально созданных ресурсах в сети интернет, мы проанализируем два постановления правительства, принятые по этому поводу (или проекты этих постановлений, если до 25 августа их еще не примут), ведомственные приказы, и рассмотрим различные сценарии действий российских и зарубежных компаний, желающих соответствовать закону.

Мы поговорим о мифах, активно распространяемых в связи с вступлением в силу изменений законодательства компаниями, желающими срочно заработать на этом деньги, и пристально взглянем на принципиально новую систему контроля и надзора в области персональных данных.

Регистрируйтесь, кому интересно. Обещаю, скучно и академично не будет. Но будет глубоко и подробно. Наше агентство выполнило немало проектов, реализующих предлагаемую нами стратегию поведения в новых условиях. Так что теоретизировать не будем. Только практика. Только факты.

13 июля 2015 г.

Предлагаю простой выход из проблемы переноса баз персональных данных

На информационном портале Retail & Loyalty выложен мой комментарий относительно очередного запроса Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) российскому Президенту о переносе баз персональных данных россиян в Россию.
Привожу текст полностью.
Решение «проблемы 1 сентября» существует и не требует изменений в законе о персональных данных
Такое мнение относительно просьб бизнеса к президенту «отложить» применение норм закона о персональных данных редакции R&L высказал эксперт по информационной безопасности Михаил Емельянников. 
Как ранее уже сообщал информационный портал Retail & Loyalty, со ссылкой на «Ъ», руководитель Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Филипп Пегорье в ходе Петербургского международного экономического форума обратился к В.Путину с просьбой отсрочить наказание за нарушение закона «О персональных данных», связанное с обязанностью иностранных компаний хранить персональные данные россиян на российской территории. 
Редакция нашего портала попросила прокомментировать данную просьбу АЕБ управляющего партнера Консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры» Михаила Емельянникова. Эксперт полагает, что сам закон изменить уже нельзя (т.к. Государственная Дума находится на каникулах), а президент дать команду «не выполнять» закон попросту не может – т.к. это противоречит Конституции, и предлагает иной путь решения проблемы без нарушения закона, даже формального. 
"На сегодняшний день российское законодательство предусматривает два вида наказания за невыполнение требования о нахождении на территории России баз данных с персональными данными российских граждан, в которых они должны размещаться в период их сбора. 
В соответствии со статьей 13.11 КоАП, нарушение юридическим лицом установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных, под которое как раз и подпадает невыполнение требований о территориальности баз персональных данных, влечет штраф от 5 до10 тысяч рублей. В случае, если персональные данные непосредственно размещаются на зарубежном сайте и не фиксируются предварительно в базе данных на территории России, доступ к такому сайту может быть заблокирован по решению суда, вступившему в законную силу. 
Такая санкция гораздо более серьезная, чем административная ответственность в виде штрафа – потенциальными нарушителями, сайты которых для россиян могут оказаться недоступными, являются системы бронирования всего, чего угодно – билетов, отелей, машин и т.д., зарубежные интернет-магазины, включая гигантов типа Amazon или Alibaba, социальные сети, например, Facebook и Twitter и т.п. Периодически возникают слухи, что кто-то из гигантов решил базы перенести в Россию, но реальных подтверждений этому пока нет. 
У проблемы обеспечения соответствия закону несколько составляющих. Иногда это сделать сложно технически, как для систем бронирования, где заказ идет из единой базы в реальном масштабе времени, и буфер в России меняет всю топологию системы. Иногда это требует перестройки всех бизнес-процессов, связанных с обработкой персональных данных работников международных и зарубежных компаний, их клиентов и т.д., поскольку учетные системы, такие как кадровые или CRM, находятся за рубежом, и в них стекаются данные со всего мира. В таких случаях за пару оставшихся месяцев ничего сделать не удастся. 
Есть ли выход? На мой взгляд есть, и очень простой. В подготавливаемом в настоящее время постановлении Правительства РФ «О Реестре нарушителей прав субъектов персональных данных» достаточно просто указать, что именно оно (а не закон, или отдельные положения ФЗ) вступит в силу с 1 сентября 2016 года. И закон менять не надо, и отсрочка появится, и время, чтобы правоприменителям разобраться, кто подпадает под исключения, имеющиеся в законе, и может в Россию ничего не переносить, а кто нет, даже выдать им предписания об устранении, но в предписаниях указать срок исполнения опять-таки не ранее 1 сентября 2016 года. 
Иначе в очередной раз мы увидим избирательность правоприменения, «чистых» и «нечистых», повод для коррупции и еще большее падение доверия зарубежного бизнеса к России. А кто-то уйдет из России совсем, первые факты такого решения проблемы соответствия закону уже появились".
Источник:  Retail&Loyalty

3 июля 2015 г.

Красть и продавать секреты становится экономически невыгодным

29 июня Президент России подписал Федеральный закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации». Поправки существенно, в разы, увеличивают размер штрафов за незаконное получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
За экономический шпионаж (собирание сведений, отнесенных к этим трем видам тайн, путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом) максимальный размер штрафа увеличивается с 80 тысяч до 500 тысяч рублей, а размер зарплаты, устанавливаемой в качестве штрафа, – с полугодовой до годовой. За разглашение доверенных секретов при отсутствии доказательств наличия корыстных побуждений штраф увеличивается со 120 тысяч до 1 миллиона рублей, размер зарплаты – с годовой до двухлетней. Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, максимальный размер штрафа увеличивается с 200 тысяч до полутора миллионов рублей, или, при исчислении, исходя из размеров заработной платы – с полуторагодовой до трехлетней.
Такие изменения представляются весьма обоснованными. Штрафы в 10 или 40 тысяч рублей при реальной цене коммерческих секретов в миллионы, минимум – в сотни тысяч рублей (примеров судебных решений именно с такими штрафами и такими суммами, полученными за секреты, достаточно) не могут отвратить от искушения их украсть и продать. А вот миллион рублей штрафа за объявление в интернете «продам базу ста тысяч застрахованных лиц за 50 тысяч рублей» могут некоторым мозги прочистить хорошо. Отнесение баз данных клиентов, в том числе физических лиц, к коммерческой тайне при таких штрафах заставит подумать их потенциального продавца о возможных последствиях такого «бизнеса» для него лично, а если в организации постоянно напоминать о мерах ответственности, да еще иллюстрировать такие напоминания судебной практикой (а ее много, суды с отнесением баз данных к коммерческой тайне с удовольствием соглашаются), профилактика возможных нарушений обязательно даст свои плоды.
Учитывая, что недавно максимальный срок лишения свободы за разглашение тайн был снижен с 10 до 7 лет, значительное увеличение штрафов все же позволяет обладателю секретов более эффективно защищать свои интересы. Но не будем забывать, что в отношении коммерческой тайны все это возможно только при полном выполнении требований по установлению режима коммерческой тайны, определенных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
А вот с банковской тайной сложнее, так как законодательство не регулирует состав и содержание мер по ее охране. Представляется целесообразным в кредитно-финансовых учреждениях формировать перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, хотя такого требования в законе и нет. Но формулировка статьи 26 закона «О банках и банковской деятельности» «Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону» однозначно говорит о том, что состав таких сведений надо как-то зафиксировать. Иначе мы будем постоянно читать в судебных решениях, что обвиняемый не знал и не имел оснований знать, что разглашенные или используемые им сведения охраняются законом.
Вот такие рецепты по поводу нового закона. 

22 июня 2015 г.

Единый реестр и проверки выполнения требований законодательства о персональных данных

Чего только у нас не бывает. 28 апреля Председатель Правительства РФ подписал постановление, принятое во исполнение недействующей пока нормы закона, которое одновременно с новой редакцией закона вступит в силу очень скоро – 1 июля 2015 года. Речь идет о Постановлении № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
С 1 июля вступает в силу статья 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая вводит понятие единого реестра проверок, находящегося в ведении Генеральной прокуратуры РФ. Реестр должен быть размещен на сайте в интернете и будет содержать очень важную для всех проверяемых организаций информацию. Помимо сведений о сроках, целях и месте проверке там же будут указываться и сведения о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры, состав проверяющих, в том числе экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверки. Обратите внимание – пофамильно представителей экспертных организаций, а не только названия самих организаций, как предполагается при проведении проверок в области персональных данных, о чем я писал.
И самое главное для системного анализа проверок: сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших нарушения (с указанием положений правовых актов). Ну наконец-то! Теперь нельзя будет просто написать – «не обеспечивается выполнение требования», придется добавить «установленного частью… статьи ... Федерального закона…», ведь эти результаты увидят все. И еще очень важно: «В случае отмены результатов проведенной проверки информация об этом подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации в орган контроля».
Вот только беда – сведения о выявленных нарушениях и отмене результатов проверки не входят в состав общедоступной информации, установленный пунктом 3 части 3 статьи 13.3 закона 294-ФЗ о защите прав проверяемых, и, похоже, мы с Вами эту информацию не увидим. Плакал системный анализ результатов проверок горькими слезами.
Но переживать не стоит. С 1 сентября 2015 года контроль и надзор за обработкой персональных данных выводится из-под регулирования 294-ФЗ, и никаких согласований проверок с прокуратурой, за исключением внеплановых, организуемых контролирующим органом по обращению субъекта, не надо будет проводить , а наполнение единого реестра начнется только с 1 июля 2016 года. Так что проверок в области персональных данных мы в едином реестре все равно не увидим. Как и проверок соблюдения требований к распространению информации в интернете. Для них – свои правила. И никаких реестров. Пока, во всяком случае.

25 мая 2015 г.

И снова об облачных сервисах за рубежом после 1 сентября

9 июня в Москве компания CT Consulting, наш партнер и платиновый партнер Salesforce в России, проводит конференцию с актуальным названием «Защита персональных данных в «облаке» после вступления в силу закона № 242-ФЗ». На мое выступление по теме «Особенности использования облачных сервисов и хостинга зарубежных провайдеров для обработки персональных данных после 1 сентября 2015 года и меры по обеспечению соответствия российскому законодательству» щедро отпущен целый час, поэтому будет время ответить на все возникающие вопросы. Их, думаю, как обычно при обсуждении этой темы, будет немало. Выделю три основных вопроса, которые считаю принципиальными в преддверии 1 сентября 2015 года:

·        можно ли размещать персональные данные в приложениях, находящихся территориально заведомо вне пределов Российской Федерации, таких, например, как Salesforce;

·        как можно и как нельзя будет работать с такими приложениями после вступления в силу изменений в законодательстве;

·        что нужно и можно сделать, чтобы соответствовать закону, используя зарубежные программные приложения.

Ответы на последний вопрос даст в своем выступлении технический директор компании CT Consulting Николай Щенин, который расскажет о решении DFG152 позволяющем реализовать новые требования закона «О персональных данных» для компаний, использующих облачные системы, причем не только в облаке Salesforce, но и в других облачных инфраструктурах.  

Завершит конференцию Николя O'Гормэн, вице-президент по Центральной и Восточной Европе в Salesforce.com, выступлением «Практические вопросы обеспечения соответствия требованиям законодательства о персональных данных на примере облачной CRM-системы Salesforce».

Условия весьма комфортные – после каждого выступления запланирован кофе-брейк с возможностью неформального и персонального общения. Участие бесплатное при условии обязательной, пока открытой, предварительной регистрации.

Приходите. Обсудим. Задумаемся. Поспорим. 

18 мая 2015 г.

Трудное испытание для отрасли ИБ или выпустить джина из бутылки

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения выложен проект Постановления Правительства «Об утверждении Положения о государственном контроле и надзоре за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации» (далее – Положение). Мнения по нему уже высказали два Алексея – Лукацкий и Волков. Но документ, на мой взгляд, очень сложный и с несколькими скрытыми пластами, поэтому посчитал нужным обратить внимание на некоторые нюансы, в комментариях коллег не отраженные. Данный пост будет касаться исключительно одного вопроса – привлечения к проверкам Роскомнадзора экспертов и экспертных организаций. Его затрагивал в своем посте Алексей Волков, но я хотел бы посмотреть на эту проблему с другой стороны.
У нее есть несколько составляющих, каждая из которых требует тщательного анализа и осмысления.
Итак, в соответствии с п.9.7 Положения, для оценки и анализа мер, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом, физическим лицом для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных», могут привлекаться эксперты и (или) экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – закон об аккредитации). Норма не новая, она существовала и раньше, и в отношении контроля и надзора вводилась частью 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Отметим лишь пока только то, что с 1 сентября надзор в сфере персональных данных из-под регулирования данным законом выводится, значит, и нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, на этот вид надзорной деятельности не распространяются, если это не оговорено особо в их тексте.
В 2012 году Роскомнадзор активно проводил работу по аккредитации экспертов и экспертных организаций, и в реестры, размещенные на сайте ведомства, включены 30 экспертных организаций и 25 экспертов. Среди организаций преобладают интеграторы из Москвы, Питера и регионов, активно продвигающие свои услуги на рынке обеспечения соответствия обработки и защиты персональных данных, известные и не очень. Среди экспертов тоже знакомые лица, которые работают на этой ниве, остальные, смею предположить, тоже из компаний, имеющих отношения к данному направлению деятельности.
Что же предполагается возможным поручить привлекаемым экспертам и экспертным организациям? Проект Положения на этот вопрос ответа не дает, но он есть в упомянутых выше реестрах привлекаемых к проверкам лиц:
·         обследование и определение уровня защищенности негосударственных информационных систем персональных данных, используемых оператором при осуществлении своей непосредственной деятельности;
·         оценка соответствия применяемых технических средств защиты информации;
·         оценка достаточности и эффективности принимаемых оператором технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в негосударственных информационных системах персональных данных;
·         проведение исследований, а также проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Полномочия, как мы видим, связаны в основном непосредственно с анализом технической защищенности ИСПДн, в то время, как в преамбуле проекта Положения прямо указано, что оно устанавливает порядок осуществления государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, за исключением деятельности по осуществлению контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в ИСПДн, установленных в соответствии со статьей 19 закона «О персональных данных». Но А. Волков уже обращал внимание в своей публикации, что пунктом 24 проекта Положения предусматривается, что должностными лицами, указанными в приказе о проверке, в пределах своей компетенции проводится проверка документов, локальных актов, а также принятия государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом, физическим лицом мер, указанных в части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных». А там, как мы помним, есть п.3 – «применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона».
Оставим пока в стороне это несоответствие. Займемся непосредственно проблемой привлечения экспертов и экспертных организаций. Для начала отметим, что должностные лица надзорного органа, проводящего проверку, и эксперты в приказе о ее проведения указываются поименно, а вот представителей экспертных организаций перечислять не предусматривается, что создает возможность привлечения к проверке неограниченного количества работников экспертной организации.
На мой взгляд, участие в проверках компаний, оказывающих услуги на этом же рынке, и экспертов из них создает, как минимум, три группы проблем.
Первая. Проблемы морально-этические. Интегратор А (для простоты будем именовать всех, оказывающих услуги на этом рынке, интеграторами, хотя там есть и другие игроки) привлекается к проверке в организации, где проект по выполнению требований законодательства о персональных данных был сделан интегратором Б. Сами понимаете, соблазн «мокнуть в воду» весьма велик, конкурент, как-никак. Как уже много раз писали и говорили наши эксперты-блогеры в сфере персональных данных, и я в том числе, закон и подзаконные акты написаны так, что их исполнение целиком и полностью зависит от трактовки, поэтому поле для «творчества» необъятное. Попутно порешать проблемы конкурентной борьбы, да еще и склонить проверяемую организацию на последующее оказание услуг интегратором Б, нарисовав ужасные картины перечня выявленных нарушений и недостатков в двух вариантах – «вы нас не приглашаете» и «вы нас приглашаете» для их исправления.
Соблазны неприятны и трудно преодолимы, особенно при отсутствии изначально соответствующей установки руководства экспертной организации или эксперта о допустимости продвижения своих услуг и соответствующих тормозов у конкретных участников процесса. Именно поэтому я вынес в заголовок поста слова про испытание для отрасли и выпущенного из бутылки джина. Загнать его обратно, в соответствии с восточными сказками, будет очень трудно. Сказка, конечно, ложь, но намек очевиден. Разговоры типа «Мы завтра начинаем работать в «Рогах и копытах» с Роскомнадзором, говорят, вы там нормативку писали и частную модель угроз рисовали, систему защиты проектировали. Что делать будем?» между топами и не очень топами интеграторов на нашем маленьком и тесном базарчике могут существенно подорвать мир и спокойствие.
Проблема вторая. Операторская. Выполнение возложенных на внешних экспертов задач предполагает глубокое погружение в ИСПДн проверяемой организации, а значит – и доступ к персональным данным. Если это должностные лица Роскомнадзора, обосновать такой доступ как-то можно, тем более, что в проекте Положения для них есть п.9.5: «получать доступ к информационным системам персональных данных для оценки законности деятельности по обработке персональных данных, в том числе, на предмет соответствия содержания, объема, способов обработки, сроков хранения обрабатываемых персональных данных целям их обработки». Хотя надо заметить, что постановление правительства – не закон, а доступ к персональным данным без согласия субъекта на основании не закона, а нормативного правового акта закон о персональных данных не допускает.
Это общая и серьезная проблема, недавно один из наших клиентов разруливал ситуацию с субъектом, чьи данные были переданы в орган исполнительной власти в ответе на его запрос, а субъект с этим категорически не согласился. Но при любых вариантах давать доступ без согласия субъекта к его персональным данным представителям коммерческой организации оператор никак не может. И что ему делать? «Препятствовать проверке», т.е. совершать административное правонарушение? Ответа нет, а риск есть. Кроме персональных данных, в ИСПДн может быть и другая информация о субъекте, доступ к которой ограничен законом, и эксперты его получать не должны. Например, врачебная тайна (при проверке учреждений здравоохранения), тайна связи (при проверке операторов связи) и т.п. Сцилла и Харибда слишком близко, лодочка позиций оператора очень хлипкая, и все риски только его. И прецедентов, когда суды признают доступ третьих лиц к персональным данным и сведениям о частной жизни неправомерным их разглашением, достаточно. Я тоже об этом писал. Здесь, например.
Проблема третья. Тоже операторская, но другая. Во многих случаях сведения о клиентах-физических лицах относятся использующей их организацией к коммерческой тайне. И российские суды охотно соглашаются с правомерностью такого отнесения, привлекая к уголовной ответственности за попытки продать или помимо воли обладателя каким-либо способом использовать такие сведения работниками владельца секретов или соглашаясь с законностью увольнения работников за разглашение баз данных клиентов. О последнем случае стало известно несколько дней назад – работник страховой компании в очередной раз реализовал на рынке базу застрахованных лиц. Закон о коммерческой тайне четко определяет обязанность безвозмездно предоставить информацию, составляющую коммерческую тайну, органу государственной власти или заключить гражданско-правовой договор о ее передаче с контрагентом. А вот про экспертные организации он ничего не знает и поэтому не определяет. И опять выбор между препятствованием проверке и защитой своих законных интересов и прав как обладателя коммерческой тайны.
Это проблемы, которые мне показались самыми важными при анализе вопроса привлечения экспертов. На самом деле их гораздо больше. Например, на сайте Роскомнадзора в качестве основания для создания реестров экспертов и экспертных организаций указано Постановление Правительства от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю». А оно уже год как утратило силу, и порядок совсем теперь другой, и форма заявления тоже.
Времени на еще один пост по проекту Постановления у меня уже не будет, работы много. Поэтому очень коротко о том, что мне показалось в нем новым и крайне важным. Выводы делайте сами:
·         Самое важное, по моему мнению. У Роскомнадзора может появиться право выдавать обязательные для исполнения требования о приостановлении или прекращении обработки персональных данных, осуществляемой с нарушениями требований закона о персональных данных. В случае неисполнения требования о приостановлении деятельности по обработке персональных данных по месту нахождения нарушителя в суд подается исковое заявление с требованием признания осуществляемой деятельности по обработке персональных данных незаконной и мер по их удалению. Информация о неисполнении требования направляется в Генеральную прокуратуру или прокуратуру субъекта Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования. Это может стать главным последствием принятия документа.
·         Право Роскомнадзора обращаться в правоохранительные органы, органы прокуратуры за содействием в установлении лиц, виновных в нарушении требований законодательства Российской Федерации, допущенных при обработке персональных данных.
·         Периодичность плановых проверок в отношении юридических лиц – не чаще одного раз в два года, а не три, как в 294-ФЗ.
·         Узаконенные внеплановые проверки по обращениям граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о подтвержденных фактах нарушений, по итогам мероприятий систематического наблюдения, на основании подтвержденного факта несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, фактической деятельности, в случае неисполнения требования Роскомнадзора или территориального органа об устранении выявленного нарушения требований.
·         Срок проведения документарной проверки - до 60 рабочих дней (в 294-ФЗ – 20) с возможностью продления еще на 20.
·         Проведение плановых и внеплановых проверок не требует согласования с органами прокуратуры, за исключение внеплановых проверок по обращениям граждан.
·         Никакие материалы, подготовленные привлекаемыми к проверке экспертами и экспертными организациями, к акту не прилагаются, эксперты и представители экспертных организаций акт проверки не подписывают.
·         Блокирование, уничтожение недостоверных персональных данных или полученных незаконным путем персональных данных осуществляется оператором в порядке, установленном Роскомнадзором.
·         Нарушение требований, выявленных в результате проведения мероприятий систематического наблюдения, а также анализа и оценки состояния исполнения требований законодательства подлежит устранению в срок не более 10 календарных дней (вспомним российские «длинные» праздники).
Рецептов не будет. Будет предложение – активно поучаствовать в обсуждении и подготовить ответы на 12 вопросов, поставленных на Едином портале, где опубликован проект, как уже сделал А. Волков. Вместо следующего поста на эту тему я, в свою очередь, опубликую свои ответы.
И последнее. Проект мы проанализируем 25-26 мая на курсе КП32 в Учебном центре «Информзащита» и 28 мая на семинаре «Изменения в законодательстве о персональных данных и коммерческой тайне, их влияние на бизнес» в Бизнес Школе Консультант. Курс и семинар получатся эксклюзивными, до сентября больше ничего подобного не будет. А в сентябре оценим уже не проект, а Постановление. Сомнений, что оно будет принято, у меня нет.

10 апреля 2015 г.

Михаил Емельянников, КА «Емельянников, Попова и партнеры». На линии киберобороны

В эксклюзивном интервью ведущему JSON.TV Сергею Корзуну управляющий партнёр консалтинговой компании «Емельянников, Попова и партнёры» Михаил Емельянников рассказал о ситуации с персональными данными, о кибервойнах и реальных угрозах цифрового мира.
В полном видеоварианте интервью Михаил Емельянов отвечает на вопросы о главных угрозах информационной безопасности, о путях решения некоторых сложных вопросов применения 152-ФЗ, о возможности блокирования на территории России Интернет-ресурсов, которые не смогут соответствовать российскому законодательству.
Продолжительность – 47 мин.
Несколько цитат из интервью:
«Я, например, уже перестал интересоваться выступлениями зарубежных спикеров на российских мероприятиях, потому что они говорят о среде функционирования безопасности, очень далекой от нашей. У нас очень сильно государственное регулирование. И, в отличие от многих стран, это регулирование технологическое, а не правовое, что создает массу нюансов».
«Есть страны, где нет криптографии вообще. Есть страны, которые криптографией занимаются и ограничивают максимально возможность использования зарубежной криптографии. Да, Россия имеет великолепную школу, и у нее криптография – одна из лучших в мире».

«Сейчас все ведущие государства мира фактически создают кибервойска, которые решают примерно те же задачи, что решает служба информационной безопасности в коммерческих организациях. Это защита информации, противодействие несанкционированному доступу, ведение наступательных операций».

6 апреля 2015 г.

Мастер-класс про аутсорсинг в дата-центрах и облаках

16-17 апреля в «Метрополе» пройдет VIII межотраслевой Форум директоров по информационной безопасности. Наше агентство традиционно принимает в нем участие, а среди самых интересных мероприятий, в которых приходилось на форуме участвовать – модерирование панельной дискуссии с криптографами с участием хорошо знакомых специалистам россиян В. Смирнова (СигналКом) и С. Рябко (Эс-Терра), а также создателя легендарной программы шифрования PGP американца Ф. Циммермана.
В этом году мероприятие тоже обещает быть интересным. Основной упор сделан на выступления специалистов «с той стороны» - практиков, работающих у заказчиков. Русал, Северсталь, Иркут, SPSR express, Эльдорадо – далеко не полный перечень предприятий, чьи руководители подразделений информационной безопасности разного уровня поделятся своим взглядом на ситуацию с обеспечением безопасности в наше непростое время. Много будет о защищенности банковских систем и тоже устами банковских специалистов, а не вендоров и интеграторов.
Большая часть программы отведена на вопросы аутсорсинга обработки данных и защиты информации, использования облачных сервисов, в которые обязательно вклиниваются проблемы размещения технических средств обработки. И дело не только в персональных данных. С 1 июля 2015 года технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями должны размещаться на территории Российской Федерации. К тому же все государственные и информационные системы должны быть аттестованы по требованиям безопасности. Так что проблем действительно много.
Именно этим вопросам будет посвящен и мой мастер-класс с длинным названием «Нормативное регулирование переноса обработки информации ограниченного доступа и персональных данных в облачную инфраструктуру и коммерческие дата-центры, в том числе находящиеся за рубежом». Он пройдет в первый день форума, 16 апреля, с 16:30 до 17:00. На эту тему я уже не раз писал, в том числе и в блоге, например, про «буферные зоны» обработки персональных данных, современный бизнес и привлечение для его ведения контрагентов, которые становятся обработчиками персональных данных, требования к территориальному размещению систем обработки данных и в других постах. Но вопросов меньше не становится, и проектов по реализации требований тоже.
Поэтому для 16 апреля выбран именно формат мастер-класса с ответами на вопросы: можно или нет, если да, то как и почему. Для начала попытаемся выяснить, кто вообще не может пользоваться зарубежным хостингом и сервисами иностранных провайдеров. Для остальных проанализируем, как надо распределить обязанности оператора персональных данных и оператора информационной системы, провайдера вычислительных и облачных услуг, хостера программного обеспечения, используемого по модели SaaS.
Это представляется крайне важным, поскольку закон и принятые в его исполнение акты возлагает именно на оператора персональных данных обязанность определения актуальных угроз, выбора средств защиты, получения согласия субъектов, а при аутсорсинге реализация этих требований «в лоб» представляется весьма проблематичной. Поэтому мы ищем пути выполнения требований закона, не ломающие бизнес. В последнее время я вынужден часто повторять, что компания, отказывающаяся от современных технологий из-за непроработанности нормативного регулирования их использования, окажется на обочине конкурентной борьбы. Значит, надо не отказываться от передового, а искать способы выполнения требований регуляторов. Вопросы сложные, поэтому я готов и к спорам, и к обоснованию своей точки зрения.
Для заинтересовавшихся - видео выступления на похожую тему на Cyber Security Forum в конце февраля, снятое JSon TV. Для затравки, потому что у меня было всего 10 минут, а теперь – в три раза больше J.

30 марта 2015 г.

О рекламе, адресных рассылках и немалых штрафах

Дошли наконец руки до темы прямого обращения к потребителю с использованием средств связи с целью продвижения продуктов и услуг на рынке. Она несколько раз всплывала на разных мероприятиях, и реакция слушателей показала, что особо этим вопросом никто не заморачивался, а зря, как мне кажется. Деньги там серьезные лежат.
Итак, вопросы продвижения путем непосредственных контактов, т.е. телефонных звонков, смс-сообщений, сообщений электронной и обычной почты регламентируются двумя федеральными законами – «О рекламе» и «О персональных данных», а организация смс-рассылок – еще и законом «О связи».
Исходя из того, что написано в этих законах, есть существенная разница между рекламой и адресной рассылкой.
Реклама, в соответствии с законом «О рекламе», – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, исходя из указанной формулировки закона, адресное сообщение, направленное конкретному физическому лицу и содержащее идентифицирующие его признаки (фамилию, имя, отчество, или только фамилию, или только имя (имя и отчество), совпадающие с соответствующими данными адресата – т.е. его персональные данные), не относится к рекламе – круг лиц, которым оно направлено, конкретно определен.
В «Постатейном комментарии к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"», размещенном на сайте Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30337.html#18), указывается, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Необходимо обратить внимание, что термин «реклама» в статье 15 закона «О персональных данных», требующей получения согласия на осуществление прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, не используется. По смыслу понятий, определенных в законах о рекламе и о персональных данных, следует различать рекламу, т.е. информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, и адресную рассылку или адресное обращение, осуществляемые непосредственно определенным лицам с использованием средств связи в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем.
Т.е. смска «Здравствуйте! Получайте информацию, оплачивайте телефон…» - это реклама. А аналогичное сообщение «Михаил Юрьевич, вклад в …банке – отличный способ сохранить сбережения…» - уже нет.
Все это крайне важно, поскольку дальше начинается самое интересное. Нарушение законодательства о рекламе – сфера деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а нарушение законодательства о персональных данных – вотчина Роскомнадзора. Статья 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» предполагает минимальный штраф для юрлиц в 100 тысяч рублей, а максимальный – в 500 тысяч. Причем ФАС выписывает штрафы самостоятельно, минуя прокуратуру и суд.
Приснопамятная статья 13.11 КоАП «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» в действующей редакции обходится гораздо более скромными наказаниями – на юрлицо, если кто забыл, штраф накладывается в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Да еще получивший жалобу субъекта, павшего жертвой спама, Роскомнадзор должен убедиться в ее обоснованности, направить материалы в прокуратуру, которая материалы возбужденного административного дела (если возбудит) переправит (если посчитает нужным) в мировой суд, который, если посчитает вину доказанной, выпишет «пятерочку» (обычная практика). В новом законопроекте о внесении изменений в КоАП максимальный штраф за обработку персональных данных без согласия субъекта предполагается установить в 50 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу!
И в подходах к определению суммы штрафа позиции двух ведомств сильно разнятся. Чтобы долго не объяснять, иллюстрация.
Мировой суд г. Перми в сентябре 2014 года признал ООО «Билдинг» виновным в нарушении законодательства о рекламе и назначил штрафы на общую сумму в 3,2 млн рублей. Ранее Управление ФАС по Кемеровской области признало пермское ООО «Билдинг» нарушившим закон «О рекламе» в части незаконной рассылки рекламных сообщений гражданам. По итогам рассмотрения каждого из 12-ти дел Кемеровское УФАС России привлекло общество к административной ответственности в виде штрафа в 100 тысяч рублей. Однако компания штрафов не оплатила. За неоплату административного штрафа предусмотрена ответственность, размер которой составляет двукратный размер неоплаченного штрафа. По каждому факту неоплаты штрафа Кемеровское УФАС России составило 12 протоколов, и направило их в Мировой суд. Рассмотрев 10 из них, мировой судья г. Перми признал ООО «Билдинг» виновным и постановил помимо штрафов, назначенных антимонопольным органом, дополнительно выплатить двойную сумму по каждому из них. Таким образом, общая сумма штрафа составила 3 миллиона 200 тысяч рублей. Т.е. одно нарушение в отношении одного субъекта – один штраф.
А вот совсем свежий пример. Московское областное управление ФАС оштрафовало ОАО «МегаФон» на 300 тыс. руб. за распространение спама в форме смс-сообщений. Овчинка выделки стоит. По этой же ссылке сообщается, что, по оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка смс-рассылок в России в 2013 году составил $101 млн, прогноз на​ 2016 год — $137 млн.
У Роскомнадзора подход другой. И штрафы пониже, и перспективы пожиже. В марте 2014 года начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Псковской области Эдуард Кожокарь, отвечая на вопрос руководителя управления территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей насколько легитимна СМС-реклама, поступающая к абонентам без их согласия и могут ли сотовые операторы передавать номера абонентов для массовых рассылок, сообщил, что номер телефона не является собственностью абонента, поэтому говорить о нарушениях распространения персональных данных не приходится, а речь может идти только о нарушениях законодательства о рекламе и переправил вопрос правомерности в УФАС.
И еще нюанс. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 272-ФЗ, в закон «О связи» внесены нормы, жестко регламентирующие спамерские смс-рассылки, деликатно названные в законе «рассылками по сети подвижной радиотелефонной связи».
Теперь спамить могут только операторы связи (рекламораспространители) по договору с рекламодателем, а вот к ответственности за рассылки без согласия получателей могут привлечь и тех, и других. По рекламодателей я уже писал выше. А дальше – про рекламораспространителей. Удмуртское управление ФАС признало компанию «Мегафон» нарушившей антимонопольное законодательство из-за СМС-рассылки рекламы других фирм своим абонентам, подписавшим согласие на получение информации об услугах оператора. В ходе рассмотрения дела УФАС выяснило, что на мобильный номер заявителя поступило рекламное сообщение «Деньги на дом от ООО "Домашние деньги" … Звонок бесплатный». Рассылала рекламу компания ОАО "Мегафон", ссылаясь на то, что согласно договору на оказание услуг связи, абонент согласился получать рекламу. Однако УФАС установило, что заявитель соглашался на СМС-оповещение только об услугах оператора связи.
И последний рецепт. Привлекая коммерческий колл-центр для рекламы своей продукции, не забудьте убедиться, что у вас есть не только согласие конкретного получателя на использование средств связи для продвижения ему вашей продукции, но и его согласие на передачу персональных данных иным лицам, колл-центру – в частности. И не забудьте все грамотно прописать в документах.

10 марта 2015 г.

Персональные данные в облаках: уйти нельзя остаться

Прошедшая неделя была заполнена бесконечным количеством публикаций о грядущей катастрофе системы бронирования авиабилетов в России после 1 сентября и вступления в силу норм закона 242-ФЗ о территориальности баз персональных данных россиян. Отличались эти публикации одной характерной чертой – подхватив первое сообщение на эту тему, СМИ и интернет-ресурсы даже не пытались разобраться в сути проблемы, перепечатывая чужие публикации в собственной интерпретации и все дальше уходя от реальной оценки ситуации.
Детальный ее анализ сделал А. Лукацкий, опираясь на Варшавскую и Чикагскую конвенции. Я с его выводами не согласен, поскольку не вижу в этих документах никакого прямого разрешения сразу передавать персональные данные пассажиров в глобальные системы бронирования без организации их хранения на территории конкретного государства, но, в данном случае, речь пойдет совсем о другом.
Российским авиакомпаниям решить проблему соответствия закону можно довольно просто, и это вовсе не требует миллионных затрат и создания российской посконной и домотканой системы бронирования. Надо просто создать базу данных своих пассажиров на российских серверах (а она в любом случае создается в соответствии с законом «О транспортной безопасности» и без 242-ФЗ), а из нее «пробрасывать» заявку на бронирование билетов в глобальные системы.
Однако существует огромное количество иных ситуаций, когда простые и дешевые решения для выполнения новых требований законодательства вовсе не являются очевидными. И это создает реальную угрозу бизнесу, в первую очередь, транснациональному и зарубежному, который ведется на территории нашей страны. На угрозы, порожденные рисками, разный бизнес реагирует по-разному. Отбросив промежуточные варианты, остановимся на двух полярных – избежание государственного или регуляторного риска, т.е. полный отказ от бизнеса не территории страны с неясными правилами, и снижение риска до приемлемой величины, установленной правилами менеджмента. Именно этими двумя путями и идет большинство зарубежных компаний, чья деятельность на территории России или с российскими резидентами связана с обработкой персональных данных.
Наглядный пример такого подхода – прямо противоположные решения относительно хостинга и облачных вычислений в России, принятые компаниями T-Systems CIS, «дочкой» Deutsche Telekom, и Orange Business Services, тоже «дочкой» телекома, но французского. Полностью закрыть бизнес, убоявшись несоответствия закону, или активно его развивать, глядя на замешкавшихся конкурентов и найдя решения, позволяющие это соответствие обеспечить – решения, принимаемые отнюдь не технарями и не с их подачи, а топ-менеджментом, в первую очередь – финансовым, на основании выводов, сделанных юристами. Не нашли юристы способов разруливания ситуации, устраивавших, в первую очередь, пугливых клиентов, – и нет бизнеса. Но свято место пусто не бывает, и на освободившиеся «площади» приходит конкурент, правовая служба которого эти самые пути решения проблемы определившая.
На самом деле никакого запрета на обработку персональных данных россиян за пределами Российской Федерации закон не содержит. Вводимые с 1 сентября ограничения касаются только периода сбора персональных данных, как первичного, так и приводящего к их изменению, уточнению или обновлению. Именно поэтому я написал выше, что авиакомпаниям надо создать российский буфер перед системами глобального бронирования, где будут храниться фамилии, имена и отчества их пассажиров, паспортные данные, сведения о дате рождения и совершенных полетах рейсами конкретной компании. После создания такой учетной записи никаких препятствий для обращения в систему бронирования закон не создает. Нет в нем запрета на передачу, предоставление, доступ и даже удаление и уничтожение данных за рубежом. То же самое касается и абсолютного большинства других случаев использования персональных данных в информационных системах за пределами России – будь то кадровый учет транснациональной корпорации, ведущей бизнес и в России, ERP или CRM система зарубежного владельца российской компании или банковская система международного банка с российской «дочкой».
Мы об этом долго и подробно разговаривали на встрече, организованной интернет-омбудсменом Дмитрием Мариничевым. Довольно детально моя позиция изложена на форуме, созданном по результатам дискуссии здесь.
Так что оснований для паники я не вижу. А вот детальная правовая проработка проблемы, подготовка соответствующих договоров и рекомендаций для клиентов, обеспечивающих соответствие закону со стороны иностранных компаний, которые решат продолжить работу в России, просто необходимы. Те компании, которые всерьез решили работать на российском рынке, этим занимаются, в том числе, - наши клиенты, которым мы в этом активно помогаем. И потратить дополнительные деньги на создание «буферной зоны» придется. Но не так много, как обычно об этом говорят.