Когда речь идет о
проектах, связанных с приведением порядка обработки персональных данных в
соответствие с федеральным законодательством, очень часто приходится слышать
мнение, что дело это простое, шаблонное, думать особо не надо, требования
закона одни для всех и т.д. То есть, проблем нет – взял в интернете любой
шаблон, подставил нужное название – и все дела. С результатами такого подхода
мы сталкивались не раз, когда после прочтения документов, уже имеющихся у
клиентов и сделанных весьма солидными компаниями понять, чем занимается
оператор, чьи данные, и зачем он обрабатывает, было абсолютно нельзя. Ну, когда
торчат ушки другого заказчика, это понятно, тут и обсуждать нечего. А вот когда
при всем желании нельзя определить, для кого написаны положение и политика –
для банка, провайдера вычислительных услуг или трубного завода – случай уже
клинический, хотя и не редкий.
Так получилось, что
за прошедший год наше агентство сделало несколько проектов для
негосударственных пенсионных фондов, промежуточным итогом которых стало участие
в подготовке изменений законодательства, о котором я писал.
На примере этих
проектов как раз и можно разобраться, насколько такая работа шаблонна, и чем
один проект отличается от другого.
Первая и главнейшая
задача – выявить все категории субъектов, чьи данные необходимы фонду для
выполнения своих функций в соответствии с законом. В дополнение к традиционным
категориям, характерным для каждого из операторов – работникам (в том числе
бывшим), соискателям вакантных должностей, представителям контрагентов и
посетителям добавляются весьма
специфические группы: вкладчики и участники фонда (а это не всегда одно и то же),
застрахованные лица, заключившие договора об обязательном пенсионном
страховании, и лица, в пользу которых заключены договора о создании
профессиональной пенсионной системы, правопреемники участников фонда и застрахованных
лиц (не будем забывать о бренности жизни и сроках, когда наступают выплаты), страхователи,
представители субъектов, обращающиеся в фонд по их поручению и др.
Для каждой такой
категории необходимо четко определить правовые основания обработки данных, при
необходимости – способы получения согласия на это субъектов (оно должно быть конкретным,
информированным и сознательным, и при необходимости оператору придется это
доказывать), сформулировать цель обработки персональных данных и конкретные
группы сведений, которые необходимо обрабатывать фонду как оператору. Здесь не
обойтись без анализа специальных законов. Кроме очевидного «О негосударственных
пенсионных фондах» придется покопаться и в таких, как «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации», «О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений», «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и
так далее... Эти законы очень важны для определения не только состава
обрабатываемых персональных данных, но и сроков их хранения. Например, выяснится,
что персональные данные, связанные с трансфер-агентской деятельностью, должны
храниться в фонде 6 лет. Или что одной из целей обработки персональных данных
работников и их близких родственников является предотвращение конфликтов
интересов, для чего необходимы весьма специфические сведения – о наличии у
должностных лиц фонда и их родственников в собственности ценных бумаг или долей
в уставном капитале организаций, в которые инвестированы средства пенсионных
накоплений и наличии заинтересованности в изменении их рыночной цены.
В каждом фонде
появляется своя специфика, связанная, например, с размещением вычислительной
инфраструктуры в коммерческом облаке или дата-центре по схеме SaaS,
PaaS или IaaS (а это сегодня –
сплошь и рядом, при этом регулирование отношений между провайдером и фондом
может быть осуществлено по совершенно разным схемам), привлечением различного
рода организаций – колл-центров, служб доставки, рекламных, ивент-агентств и
т.д к работе с клиентами фонда (существующими и потенциальными), и опять-таки,
необходимость оценки правовых оснований и условий передачи им персональных
данных, наличием и содержанием поручения на обработку. Для агентов и брокеров,
действующих в интересах пенсионного фонда, целью такого поручения может быть и
сбор персональных данных для заключения фондом в дальнейшем договора
пенсионного обеспечения с субъектом.
Все эти вопросы
необходимо отразить в локальных актах фонда, в том числе – политике в отношении
обработки персональных данных. Если фонд создает на своем сайте для клиентов
такой популярный сервис, как личный кабинет, политика должна быть опубликована
на сайте обязательно.
И заключительный
момент – оценка необходимости направления фондом уведомления об обработке
персональных данных в Роскомнадзор. По нашему опыту, под исключения,
определенные частью 2 ст.22 ФЗ «О персональных данных», негосударственные
пенсионные фонды не подпадают в силу наличия категорий субъектов, не являющихся
участниками или выгодоприобретателями по договорам пенсионного страхования и обеспечения.
К тому же фраза «персональные данные также не предоставляются третьим лицам без
согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно
для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом
персональных данных» и отсутствие в нем упоминания таких оснований для предоставления
персональных данных, как случаи, предусмотренные федеральными законами, вообще
ставит под сомнения существование исключений в принципе. И практика применения
Роскомнадзором ст.19.7 КоАП такой вывод подтверждает.
Вот, если коротко,
что такое учет специфики деятельности негосударственного пенсионного фонда
оператора. А более подробно об этом можно будет поговорить 16 октября на конференции
«Защита персональных данных и автоматизация на
финансовом и пенсионном рынках», которую организует и проводит Национальная
ассоциация негосударственных пенсионных фондов, пригласившая меня принять
участие в мероприятии.