Как мы помним, Указанием Банка России от
21 января 2014 г. N 3179-У, для проверки действительности паспорта
физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, кредитная
организация должна использовать информационный сервис «Проверка
действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего
личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на
официальном сайте Федеральной миграционной службы (ФМС) в сети интернет.
Правда, порядка проведения такой проверки и документирования ее результатов
Положение 262-П и указание о внесении в него изменений не содержат, оставив
решение этой непростой проблемы на откуп банков.
Законопослушные банки
бросились указание исполнять, сервер ФМС, содержащий ресурс, не являющийся к
тому же официальным, естественно, упал, и, полежав на боку некоторое время,
восстал из пепла под новым имением «Проверка по списку
недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных
(похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в
нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными)
паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации». Т.е. Положение ЦБ
есть, а ресурса, который он требует использовать, нет, есть другой, в Положении
не упомянутый. Чтобы не перегружать запросами сервер ФМС и не пытаться получить
информацию под тяжелым взглядом ожидающего клиента, можно скачать «Список
недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных
(похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в
нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными)
паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации», который обновляется
по рабочим дням, и встроить его в свою информационную систему.
Насколько этот перечень
является достоверным – вопрос непростой. По этому поводу Ассоциация российских
банков уже направляла запрос в Банк России, обращая внимание на неполноту базы
паспортов и нестабильную работу информационного ресурса, а также отсутствие
порядка фиксации обращения банка на сайт ФМС.
Банк России в своем
ответе относительно фиксации обращения предложил самостоятельно определять
порядок в правилах внутреннего контроля. Проблемы недостоверности сведений и
перегруженности сайта ФМС банкам предложено решать с использованием Единой
системы межведомственного электронного взаимодействия, к которой банки подключаются
как участники Государственной информационной системы о государственных и
муниципальных платежах.
При этом ЦБ полагает,
что в случае, если при проверке действительности паспорта на сайте ФМС получен
ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных
учетах ФМС России в настоящее время не значится», кредитная организация может
отказать такому лицу в приеме на обслуживание либо в выполнении распоряжения о
совершении операции до получения официального ответа территориального
подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица. А если
паспорт числится недействительным, банку следует отказать такому лицу в приеме
на обслуживание либо в выполнении распоряжения о совершении операции до
представления клиентом доказательств, подтверждающих действительность паспорта
(например, официального ответа территориального подразделения ФМС о
действительности паспорта данного лица).
Проблема заключается
в том, что сайт выдает иные варианты ответа «По Вашему запросу о действительности паспорта РФ ____ № _____ получен
ответ о том, что данный паспорт «Среди недействительных не значится» или что «данный
паспорт недействителен (ЗАМЕНЕН НА НОВЫЙ)».
Но изменения работы,
видимо, коснулись не всех. Сегодня городской портал города Перми Properm.ru сообщил, что хакеры взломали
сайт областного управления ФМС, получили доступ к номерам паспортов жителей
края и немного порезвились, внеся изменения в данные. Поэтому, по сообщению
городского портала, многие обратившиеся в банк горожане после обращения
работников банка на сайт узнают, что их паспорта недействительны или сведений о
них нет, и получают отказ в оказании банковской услуги – см. рекомендации ЦБ
выше. Правда, об этих проблемах знают не во всех районных подразделениях
города.
Сообщение о
недействительности паспорта или отсутствии сведений о нем влечет необходимость
личного обращения в подразделение УФМС, получения соответствующей справки или
даже замену паспорта. Проблему со
справкой чиновники обещают решить в срок от двух дней до недели.
Почему у Перми есть своя
система проверки подлинности паспортов, связана ли она информационно с
официальным сайтом ФМС, я не знаю. Тем не менее сведений о моем паспорте в ней
нет:
А вот сайт ФМС о моем
паспорте знает и подтверждает его подлинность.
Пока очевидно, что с
сервисом есть проблемы. На страничке проверки паспортов честно сообщается: «Улучшаем
сервис с помощью граждан. Скорректировано сведений в АС «Российский Паспорт»:
80738». Это значит, что граждане сообщили о более чем 80 тысячах записей,
являющихся неверными. По сообщению информационного агентства «Гарант.РУ», такая
ситуация обеспокоила
Национальный совет финансового рынка (НСФР), который, отметив значительный рост
отказов банков от обслуживания клиентов-физических лиц, обратился в Управление
Роспотребнадзора по г. Москве с предложением об оказании содействия в
предотвращении нарушений прав потребителей, вызванных установлением такой
обязанности банков. НСФР отмечает, что ресурс ФМС носит исключительно
информационной характер, а для получения юридически значимой информации следует
обратиться в территориальное подразделение ФМС России. Отказ в оказании
банковских услуг – дело серьезное, а тут для такого решения используется
неофициальная и, возможно, недостоверная информация…
Я думаю, надо ждать
дальнейшего развития событий. Точки ставить рано.
В заключение –
благодарность аналитикам нашего агентства, готовящим ежемесячный отчет о
правоприменении, за извлечение приведенных фактов из Больших данных интернета
J.
Сервис глюченный. Лично с этим столкнулся. Случай был очень комичный: На семинаре показывал слушателям как работает сервис, ввел туда свои данные а он выдал что мой паспорт не действительный!)) Отправил запрос об ошибке в ФМС, исправляли около трех недель. И это реальная проблема будет, если кредит нужен срочно.
ОтветитьУдалитьОна не будет , она есть. ФМС на этом сервисе скромно сообщает об исправленных данных более чем по 83 тысячам паспортов. А сколько не исправлено?
УдалитьЕдинственный совет в данной ситуации-обратиться в ФМС за справкой, что данные на сервисе не правильные. Но я это делал через "знакомых". И справку за один день получил. А без знакомых придется сидеть в очередях(
УдалитьНу, собственно про эту ситуацию в Перми я и писал :-)
ОтветитьУдалить