Очередной
интересный перевод
Евгения Бартова - статья Линды Мастхайлер «Privacy Double Standard: You Can
Track Online But Not On Foot» натолкнул на ряд мыслей. Если коротко, суть
статьи в том, что покупатели интернет-магазинов уже фактически смирились с
отслеживанием их деятельности в сети и на конкретном сайте в частности, однако
когда аналогичные действия пытаются выполнить владельцы обычных магазинов с
полками и тележками, это вызывает резкое неприятие. Фиксация местоположения
покупателя и времени нахождения рядом с каким-либо товаром (с использованием Wi-Fi) и реакция на
этот товар (мимика лица, фиксируемая веб-камерой и анализируемая специальной
программой) большинством граждан расценивается как недопустимое вмешательство в
частную жизнь.
При
этом факт ведения видеосъемки в общественных местах – на улицах, в магазинах, в
метро, в банках или на территории предприятий давно никаких отрицательных
эмоций не вызывают. В этом отношении примечательна много раз обсуждавшаяся
ст.152.1 ГК РФ: «Обнародование и дальнейшее использование изображения
гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи …) допускаются только
с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда … изображение
гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для
свободного посещения…». Никаких ограничений на использование результатов
видеосъемки без их обнародования здесь не просматривается.
Но
речь в данном случае не об этом. Возмущение сходит на нет, если только что
резко осуждавшееся «вмешательство в частную жизнь» сопровождается выдачей «печеньки».
Дама, о которой упоминается в этой же статье, заявила, что «она была бы
счастлива, если бы на ее телефон сразу приходил соответствующий скидочный
купон». Т.е. задержался у витрины, вскинул бровями – и тут же скидка. Тем
более, что технологии слежения развиваются быстро, и куда-то же их применять
все равно надо.
Вот,
например, англичане придумали «умные урны» RENEW ORB, фиксирующие и отслеживающие MAC-адреса мобильных устройств прохожих и вовсю их
тестируют на улицах Лондона. А в московском метро появятся датчики, которые позволят следить за пассажирами при помощи считывания
информации с SIM-карт, установленных
в их мобильных телефонах, и станут частью интеллектуальной системы безопасности.
В новосибирском метро решили пойти дальше и установить на станциях
видеосистему, которая позволит
распознавать лица людей из баз данных,
например, находящихся в розыске. Слово «например» в этом сообщении для меня
ключевое. Сразу вспоминается Отец Кабани из бессмертного «Трудно быть богом»
братьев Стругацких: «Колючки от волков?! Это я, дурак, — от волков… Рудники,
рудники оплетать этими колючками… Чтобы не бегали с рудников государственные
преступники». Но как только появляется «печенька», все это может перестать иметь
значение. По данным, полученным в ходе исследования компанией Infosys, потребители готовы делиться своими персональными данными, если получат
в обмен понятные и прозрачные преимущества. Легче всего персональные данные своих потребителей получить докторам,
банкирам и продавцам – 90%, 76% и 70% пользователей соответственно готовы
предоставить дополнительную информацию, если это поможет им получить что-то
взамен. Авторы публикации называют это «очень хорошим звоночком для всех
компаний, которые тратят гигантские деньги на сбор и анализ данных о своих
клиентах» и идут еще дальше, высказывая мысль, что 78% потребителей мечтают о
том, чтобы реклама была должным образом таргетирована. Сделаем скидку на
возможного заказчика исследования, но все равно…
А
вот и результат подобных выводов. Крупнейший американский оператор связи -
компания AT&T объявила, что начнёт, подобно Verizon, Facebook и другим
своим конкурентам (всем можно, а нам нельзя?), использовать
данные пользователей в маркетинговых целях. В ближайшие недели компания планирует изменить политику приватности:
она начнёт направлять пользователям рекламу, основываясь не только на том,
какие приложения они используют, но и где, согласно данным GPS, они находятся.
Как отказаться от такого сервиса, компания не сообщила.
Но я
не думаю, что желающих отказаться или пожаловаться будет много. Особенно, если
вместе с сообщением о ближайшем кинотеатре придет и скидочка процентов на 10 на
билет. В таких условиях очень важно оставить пользователю возможность быстро и
просто отказаться от подобного рода сервисов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий