Оценка допустимости
контроля со стороны работодателя за действиями своих работников –одна из
сложных и наиболее часто обсуждаемых проблем. Евгений Бартов сделал подборку из
переводов трех статей, касающихся подходу к организации такого контроля в трех
странах – США, Франции и Германии.
Материал интересный,
а в преддверии DLP Russia-2013 - весьма актуальный. Учитывая
тематику и направленность мероприятия вопросы мониторинга персонала и
использования DLP-систем всплывут обязательно. Я, во всяком случае, в
своем выступлении «О
разрешительной системе доступа к информации, допустимых границах контроля и
доверии работнику» об этом обязательно
выскажусь.
В статьях, упомянутых
выше, приводятся очень яркие примеры влияния ментальности наций как на сами
законы, так и на практику их правоприменения.
Ближе всех к нашему
отношению к вопросам мониторинга за персоналом из рассмотренных стран,
безусловно, США. Все просто – работодатель может практически все, и это все
будет законно. Более того, если действия работников не контролировать, можно
влететь в правило «принципал отвечает» и понести конкретные убытки. Ну, а
рассмотрение нюансов различных подходов к полноте и содержанию мониторинга, условно
названных «нравственность», «прагматичность», «справедливость» и «всеобщее
благо», - это от нас еще очень далеко. Мы люди простые и суровые.
С Францией сложнее.
Там право на приватность есть, но личную переписку с рабочего места или личные
файлы на рабочем компе надо фактически маркировать так, чтобы контролер
работодателя мог это однозначно понять. Опять-таки, читать про разумные пределы
использования средств работодателя для личных целей в судебных решениях
занятно.
А в Германии опять
все просто. В целом нельзя. Никогда. Никому. Частная жизнь и приватность священны
и неприкосновенны. Но, если очень надо, то все-таки можно. Критерии того, когда
допустимо, например, видеонаблюдение в общедоступных местах, впечатляют:
1) отсутствуют
признаки нарушения законных интересов людей;
2) наблюдение
необходимо для выполнения следующих задач:
·
предоставление
возможности государственным службам выполнять свои обязанности;
·
препятствование
попаданию нарушителей на территорию;
·
достижение
правомерных целей в определенных ситуациях (например, при подозрении в
совершении преступления).
Как вам правомерные
цели в определенных ситуациях?
При скрытом
наблюдении (в общественных местах недопустимо) надо заранее предупредить
работников и дать им возможность самостоятельно решать, что можно делать с
полученными результатами. Фантастика. А вот еще: «При возникновении конфликта
между общими правами работника на приватность и интересами работодателя эти
интересы и права подлежат сравнению, чтобы по ситуации определить, что
приоритетнее». Или: «Согласно решениям Федерального суда по
трудовым вопросам скрытое наблюдение с использованием технических средств
разрешается только в следующих случаях:
• имеются конкретные
признаки уголовного преступления или иных серьезных правонарушений,
осуществляемых за счет работодателя;
• наблюдение является
самым безобидным средством для проверки возникших подозрений;
• скрытое наблюдение
является практически единственным средством решения проблемы;
• скрытое наблюдение
адекватно (например, причины недостач в кассе не могут быть выявлены никаким
иным способом)».
Самое безобидное,
практически единственное и адекватное. Как критерии допустимости.
Ну и про нас. У нас в
законах ничего про это нет. Да и с судебными решениями плохо. Не до этого
угнетенному персоналу. Зарплату бы получить.
Поэтому выскажу свою
точку зрения. Мониторить можно. Но только открыто. На основании доведенных до
работника регламентов. С его согласия. А если не даст – отключим газ (отберем
компьютер, электронную почту, интернет – добавить недостающее). И пусть себе
трудится и выполняет свои обязанности без всего этого.
А про детали – в
пятницу, 20 сентября, на конференции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий