Retail & Loyalty опубликовал мои комментарии к разъяснениям Минкомсвязи относительно обработки персональных данных после 1 сентября 2015 года в связи с вступлением в силу поправок в закон о персональных данных, внесенных 242-ФЗ. Ниже – полный текст ответов на поставленные вопросы.
Вопрос: Многое ли проясняют или меняют разъяснения Минкомсвязи, размещенные на сайте ведомства?
Ответ: Они очень важны, поскольку именно Минкомсвязи является ведомством, отвечающим за выработку государственной политики и государственное регулирование в сфере обработки персональных данных. Однако, учитывая, что ранее оно практически этими вопросами никак не занималось, а Роскомнадзор параллельно дает свои разъяснения, не всегда совпадающие с министерскими, ситуация не очень проясняется. Сейчас очень важно, будет ли Роскомнадзор в своей деятельности следовать мнению Минкомсвязи или будет проводить свою линию.
Вопрос: Справедливо ли наше понимание, что, согласно разъяснениям:
- системам бронирования авиабилетов ничего не угрожает, и их не коснется перенос данных, и ничего, как пугали многие, в этой сфере не «остановится»?
Ответ: Разъяснения Минкомсвязи в отношении бронирования авиабилетов говорят о том, что принято решение сложившуюся ситуацию не ломать, а действовать постепенно, и это очень хорошо. Однако справедливости ради надо отметить, что в документах, в том числе международных конвенциях, на которые ссылается Минкомсвязи, ничего не говорится о глобальных системах бронирования и их территориальном размещение. К примеру, совершенно не понятно, почему на бронирование билетов российской компании, выполняющей рейс из Москвы в Новосибирск, требования закона о территориальности не распространяется ,а на интернет-магазин в Китае – распространяется.
- системам типа PayPal, а также интернет-магазинам типа AliExpress, JD.com и eBay также не придется вкладываться в перенос данных, и сфера трансграничного e-commerce не пострадает?
Ответ: А вот этих выводов в разъяснении Минкомсвязи нет, более того, руководство Роскомнадзора постоянно сообщает об успешных переговорах, в том числе и с владельцами указанных Вами сервисов, о переносе их баз данных в Россию. Правда, достоверных подтверждений таких переносов пока нет. Не исключено, ситуация будет развиваться по пессимистическому прогнозу – новые требования будут применяться избирательно к участникам рынка, и какие-то звери в лесу строго по Оруэллу окажутся равны больше, чем остальные.
Вопрос: Применяется ли закон экстерриториально, и должны ли те лица (в том числе, нерезиденты РФ), которым операторы или непосредственно сами субъекты ПД (граждане РФ) направляют ПД, на законных основаниях также обрабатывать их на территории РФ?
Ответ: Несмотря на данное по этому поводу министерством разъяснение, в комментариях различных должностных лиц и разъяснениях Роскомнадзора неоднократно подчеркивалось, что законодательство будет применятся к иностранным компаниям, не присутствующим в России, но деятельность которых направлена на российских граждан и даже давалось определение признаков такой направленности (доменная зона, сайт на русском языке, расчеты в рублях). В основном для них с 1 сентября вводится механизм блокирования доступа к сайтам в случае необеспечения размещения баз для первичного сбора персональных данных на территории России. Но и здесь пока полно противоречий. Министр связи Н. Никифоров высказал мнение, что Twitter, например, под действие закона не подпадает. А вот Facebook настойчиво убеждается в необходимости переноса данных россиян в российский сегмент. Как и Alibaba и Amazon.
Вопрос: Никому не придется переносить данные, внесенные в зарубежные системы до момента вступления закона в силу?
Ответ: Здесь все практически единодушны: несмотря на отсутствие нормы о распространение требований нового законодательства на ранее возникшие правоотношения, не переносить данные можно только до вноса в базу данных хотя бы одной новой записи или актуализации ранее внесенных. А с этого момента база за пределами России находится вне закона.
Вопрос: Какие еще интересные моменты проясняют данные разъяснения Минкомсвязи?
Ответ: Я лучше отвечу от противного: в них не содержится ответов на то, как они повлияют на правоприменительную практику. И это плохо. Но уполномоченный госорган выразил свою позицию, которой можно следовать в своей деятельности, и ссылаться на мнение ведомства, наделенного соответствующими функциями, в том числе при проверках и в суде. И это хорошо.
Вопрос: Многое ли проясняют или меняют разъяснения Минкомсвязи, размещенные на сайте ведомства?
Ответ: Они очень важны, поскольку именно Минкомсвязи является ведомством, отвечающим за выработку государственной политики и государственное регулирование в сфере обработки персональных данных. Однако, учитывая, что ранее оно практически этими вопросами никак не занималось, а Роскомнадзор параллельно дает свои разъяснения, не всегда совпадающие с министерскими, ситуация не очень проясняется. Сейчас очень важно, будет ли Роскомнадзор в своей деятельности следовать мнению Минкомсвязи или будет проводить свою линию.
Вопрос: Справедливо ли наше понимание, что, согласно разъяснениям:
- системам бронирования авиабилетов ничего не угрожает, и их не коснется перенос данных, и ничего, как пугали многие, в этой сфере не «остановится»?
Ответ: Разъяснения Минкомсвязи в отношении бронирования авиабилетов говорят о том, что принято решение сложившуюся ситуацию не ломать, а действовать постепенно, и это очень хорошо. Однако справедливости ради надо отметить, что в документах, в том числе международных конвенциях, на которые ссылается Минкомсвязи, ничего не говорится о глобальных системах бронирования и их территориальном размещение. К примеру, совершенно не понятно, почему на бронирование билетов российской компании, выполняющей рейс из Москвы в Новосибирск, требования закона о территориальности не распространяется ,а на интернет-магазин в Китае – распространяется.
- системам типа PayPal, а также интернет-магазинам типа AliExpress, JD.com и eBay также не придется вкладываться в перенос данных, и сфера трансграничного e-commerce не пострадает?
Ответ: А вот этих выводов в разъяснении Минкомсвязи нет, более того, руководство Роскомнадзора постоянно сообщает об успешных переговорах, в том числе и с владельцами указанных Вами сервисов, о переносе их баз данных в Россию. Правда, достоверных подтверждений таких переносов пока нет. Не исключено, ситуация будет развиваться по пессимистическому прогнозу – новые требования будут применяться избирательно к участникам рынка, и какие-то звери в лесу строго по Оруэллу окажутся равны больше, чем остальные.
Вопрос: Применяется ли закон экстерриториально, и должны ли те лица (в том числе, нерезиденты РФ), которым операторы или непосредственно сами субъекты ПД (граждане РФ) направляют ПД, на законных основаниях также обрабатывать их на территории РФ?
Ответ: Несмотря на данное по этому поводу министерством разъяснение, в комментариях различных должностных лиц и разъяснениях Роскомнадзора неоднократно подчеркивалось, что законодательство будет применятся к иностранным компаниям, не присутствующим в России, но деятельность которых направлена на российских граждан и даже давалось определение признаков такой направленности (доменная зона, сайт на русском языке, расчеты в рублях). В основном для них с 1 сентября вводится механизм блокирования доступа к сайтам в случае необеспечения размещения баз для первичного сбора персональных данных на территории России. Но и здесь пока полно противоречий. Министр связи Н. Никифоров высказал мнение, что Twitter, например, под действие закона не подпадает. А вот Facebook настойчиво убеждается в необходимости переноса данных россиян в российский сегмент. Как и Alibaba и Amazon.
Вопрос: Никому не придется переносить данные, внесенные в зарубежные системы до момента вступления закона в силу?
Ответ: Здесь все практически единодушны: несмотря на отсутствие нормы о распространение требований нового законодательства на ранее возникшие правоотношения, не переносить данные можно только до вноса в базу данных хотя бы одной новой записи или актуализации ранее внесенных. А с этого момента база за пределами России находится вне закона.
Вопрос: Какие еще интересные моменты проясняют данные разъяснения Минкомсвязи?
Ответ: Я лучше отвечу от противного: в них не содержится ответов на то, как они повлияют на правоприменительную практику. И это плохо. Но уполномоченный госорган выразил свою позицию, которой можно следовать в своей деятельности, и ссылаться на мнение ведомства, наделенного соответствующими функциями, в том числе при проверках и в суде. И это хорошо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий