Отродясь такого не
видали, и вот опять! Бесценное наследие Виктора Степановича Черномырдина
по-прежнему на вооружении в Белом доме. Заповеди исполняются неукоснительно:
«Хотели как лучше, а получилось как всегда».
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2016 № 123 завтра (04.03.2016)
вступают в силу изменения в приснопамятное Постановление Правительства от
03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной
информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной
власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии»,
подписанное как раз Виктором Степановичем (далее - ПП-1233).
Изменение совсем
коротенькое: пункт 1.2 Положения дополнить словами «, а также поступившая в
организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с
федеральными законами».
Видимо, никто особого
внимания на это не обратил, мы, честно говоря, тоже, пропустили этот эпохальный
документ, но позвонили уважаемые заказчики и задали вопрос: «Что это было?».
После внесения
изменения пункт 1.2 ПП-1233 полностью выглядит так: «К служебной информации
ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся
деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются
служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная
информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами».
Напомню, что
организации в данном случае – это федеральные органы исполнительной власти и
уполномоченный орган управления использованием атомной энергии (Госкорпорация
«Росатом»), а также подведомственные им предприятия, учреждения и организации.
Далее будем
руководствоваться замечательным тезисом, изложенным в труде под названием
«Федеральный закон «О персональных данных»: Научно-практический комментарий»
под редакцией заместителя руководителя Роскомнадзора А.А. Приезжевой: «Принцип
формальной определенности закона, сформулированный в практике Конституционного
Суда РФ, вытекает из ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст.
19 Конституции РФ и предполагает точность, ясность и недвусмысленность правовых
норм, без чего не может быть обеспечено единообразное понимание и применение
таких норм, а значит, и равенство всех перед законом». Там же есть и еще один
очень правильный тезис про применение в правоприменительной практике «по
умолчанию» буквального толкования установленных правовыми актами норм. Тезисы
действительно очень важные и очень правильные, я их во все свои курсы с
анализом законодательства включил.
Итак, что же теперь
надо делать в организациях, чья деятельность регламентируется ПП-1233 при буквальном толковании?
На все документы,
поступающие в такие организации и содержащие сведения, доступ к которым
ограничен законом, надо ставить пометку «Для служебного пользования» или ДСП,
как часто принято. На все.
А что это за
документы? Много раз уже отмечалось, что тайн в нашем законодательстве много, сколько
- точно не знает никто. Но поскольку речь идет об органах власти, а ПП-1233
регулирует отношения, связанные со сведениями, «содержащимися в
подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, других служебных документов», для классификации
этих сведений вполне обоснованно применять нормы Указа Президента РФ от 06.03.1997
№ 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (далее –
Перечень). Указ вовсе не вводит универсального классификатора, как часто это
пытаются представить, но как раз для указанных выше случаев и предназначен: «В
целях дальнейшего совершенствования порядка опубликования и вступления в силу
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Итак, все документы, подпадающие
под Перечень, надо маркировать пометкой «ДСП». Поступили документы с
персональными данными в любую организацию, указанную в ПП-1233, – ставим
пометку, пришла налоговая отчетность в ФНС, кроме подпадающей под общедоступную
– ставим пометку (налоговая тайна), пришел запрос из суда или органов следствия
и дознания – тоже ставим (тайна следствия и судопроизводства).
Дальше – больше. Все
документы, содержащие врачебную тайну в Минздраве, его службах и агентствах, должны
быть с пометкой «ДСП» - они именно поступили и составляют профессиональную
тайну в терминах Указа № 188. Причем в самих лечебно-профилактических
учреждениях их помечать как ДСП не надо, даже если они подведомственны
Минздраву, ПП-1233 этого не требует.
Дальше – еще больше.
Пришел в госорган документ с грифом «Коммерческая тайна» в рамках исполнения
обладателем секретов обязанностей, предусмотренных ст.6 закона «О коммерческой
тайне», на котором в соответствии с новой нормой тоже необходимо поставить над (или
сверху, или ниже?) предусмотренным законом грифом так называемую пометку, о
которой в федеральных законах ничего не сказано. Поэтому неясно, как гриф с пометкой
соотносятся.
По-прежнему неясны
правовые последствия простановки пометки «ДСП» и разглашения сведений,
содержащихся в таких документах. Привлечь к административной ответственности по
статье 13.14 КоАП и уж тем более по статье 183 УК РФ нельзя, поскольку в них
речь идет об охраняемой законом тайне. А работникам организаций, не указанных в
ПП-1233, до нее вообще дела нет. Постановление не регламентирует их деятельность.
Вот пишу все это и
думаю: а зачем??? Зачем запутывать еще больше и без того запутанную ситуацию с
ограничением доступа к информации? Я уже неоднократно писал про сумбурность и
бессистемность нормотворчества, связанного с секретами и ограничением доступа к
информации, например, здесь,
здесь
и здесь.
Вот и сейчас не понятны ни цели вносимых изменений, ни ожидаемые от внесения
результаты и их влияние на субъектов правоотношений.
Ровно четыре года
назад я писал про служебную
тайну, которая вроде бы есть, но которой совсем нет. Ничего не изменилось.
Вместо того, чтобы выполнять прямые и конкретные требования федерального закона
от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающие принятие
федерального закона и ввод им в действие перечня сведений, составляющих
служебную тайну, все время создаются какие-то суррогаты, проблемы никак не решающие.
А обладатели секретов ждут и запутываются еще больше.
Мир сошёл с ума. А есть пояснительная записка к этому изменению? Обычно же бывают... Просто очень интересно почитать логику этого изменения...
ОтветитьУдалитьМихаил Юрьевич, добрый день. Комментарий-вопрос, хотя и запоздалый. Почему Вы считаете, что под "организацией" понимаются федеральные органы исполнительной власти и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии (Госкорпорация «Росатом»), а также подведомственные им предприятия, учреждения и организации? Так как ПП прямо определяет субъектов на которые распространяется данный акт? Я так тоже считаю, но недавно столкнулся с абсолютно противоположным мнением, причем должностного лица, которое считает, что "организации"-это все остальные хозяйственные субъекты (АО, ООО, и т.д) и таким образом статус служебной информации ограниченного распространения, со всеми вытекающими последствиями распространяется на АО, ООО и т.д.
ОтветитьУдалитьПри официальном обращении в правовую информационную систему "Консультант +" ответа не полул.
Александр, в п.1.1 Положение, утвержденного постановлением, четко и ясно написано: "Настоящее Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации (далее - документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях)".
ОтветитьУдалитьВсе. Остальных этот документ не касается от слова совсем. Более того, я уверен, что в случае чего и к административной ответственности нарушителя Положения привлечь нельзя будет. А все расширительные трактовки - это художественная самодеятельность неграмотных чиновников.
С недавнего времени еще и на Роскосмос и иже с ним :) (см. ПП №214 от 18.03.2016)
ОтветитьУдалить