26 января 2017 г.

Реклама как фактор риска для банка. Практика правоприменения

В сегодняшнем посте мы рассмотрим, как на практике реализуются требования законодательства о рекламе, о персональных данных и защите прав потребителей, о которых я писал вчера, при выявлении случаев распространения банками рекламы с нарушением закона.
Практически все случаи связаны с жалобами конкретных граждан на ненадлежащую рекламу. На семинаре, который мы проводили для наших клиентов, был задан вопрос: «А получают ли пожаловавшиеся граждане какую-то выгоду от своей инициативы и бдительности?». Ответ простой – нет, это проявление гражданской позиции или выпуск пара из-за раздражения бесконечным спамом. И никаких меркантильных интересов.
Самый распространенный и легко доказываемый случай – рассылка незапрашиваемых смс-сообщений, то есть спама.
Таких примеров очень много, вот один, довольно показательный: управление ФАС по Свердловской области оштрафовало Альфа-Банк за смс-сообщение: «Управляйте Вашими финансами разумно! Откройте пакет услуг Оптимум для ежедневного банковского обслуживания, который включает в себя наиболее необходимые услуги. Подробности по телефону…» от «Alfa-Bank».
Очень тонкий момент – разница между рекламой (в законе написано, что это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», и слова про неопределенный круг лиц представляются здесь ключевыми) и адресным обращением к субъекту персональных данных. Как мы помним, в стоимостном выражении разница между штрафами по соответствующим статьям – на порядок и более. По ст.14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе) – от 100 до 500 тыс. рублей штрафа на юрлицо, а по ст.13.11 (нарушение законодательства о персональных данных) – от 5 до 10 тыс. рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Однако ФАС придерживается мнения, что все, что направляется потребителю с целью продвижения услуг, – реклама, независимо от формы обращения. Пример? Пожалуйста: «Максим Андреевич, напоминаем, только до 31.01.2016 Вы можете воспользоваться нашим предложением по вкладу «Счастливый год!». Успейте оформить вклад под 9% годовых в любом нашем отделении. Ваш Сбербанк». Максим Андреевич обиделся, видимо, на столь низкий процент, и обратился в тот же ФАС Свердловской области, а Сбербанк получил штраф в 100 тыс.рублей.
А вот «Совкомбанк» пострадал серьезнее. Тюменский пенсионер взял в нем кредит и уже дома, изучая договор, обнаружил, что во взятую им сумму кредита входит оплата программы страхования и оплата электронной пластиковой карты, о которых в рекламе продукта не было ни слова. Территориальное управление ФАС увидело там сразу два нарушения, и за страховку, и за эмиссию пластиковой карты выписало два штрафа по 300 тысяч рублей каждый.
Еще одна уловка, на которую часто идут банковские маркетологи, – разный шрифт в рекламе в зависимости от привлекательности условий для клиента: большой, если это выглядит заманчиво, и мелкий, если это может отпугнуть. Ну совсем мелкий. Нечитаемый.
АО КБ «РУБЛЕВ» разместил рекламу вклада на специальной конструкции с изменяющимися панелями – призматроне. Про 22% годовых было написано очень крупно и видно издалека, а вот про остальные условия мелко, да так, что из-за разрезки текста панелями прочитать его было нельзя. Ставропольское управление ФАС оценило изобретательность рекламодателя в 101 тысячу рублей – чуть больше минимального возможного наказания.
Не менее, чем спам, распространенное нарушение – невыполнение требований части 3 статьи 28 закона «О рекламе», требующей давать полную информацию о кредите и условиях, влияющих на его стоимость.
«Мастер-Банк» распространял на территории г. Москвы листовки, рекламирующие услуги кредитования малого и среднего бизнеса, в которых не сообщалось о критериях получения рекламируемых кредитов и процентной ставке по ним. По мнению московского управления ФАС, это могло привести к неверному восприятию информации потенциальными заемщиками. Итог стандартный – те же 100 тысяч рублей штрафа.
Очень точно надо подходить к указанию в рекламе наименование кредитора (помните часть 1 ст.28 закона «О рекламе»: Реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги»?). Банк разместил на местной радиостанции рекламное сообщение, которое две недели транслировалось в эфире: ««Каждой семье комфортное жильё * новые квартиры от группы строительных компаний ОФЦ * это реально * Вам поможет ипотека от Костромаселькомбанка * Костромаселькомбанк к стабильности и благополучию вместе * тел. … * группа строительных компаний ОФЦ тел. …». Что же в нем не так? Оказывается, не указана форма собственности банка – общество с ограниченной ответственностью! Итог стандартный – 101 тысяча рублей штрафа. Спор дошел до кассации в Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа, который костромскому банку не помог и оставил решение о привлечении к ответственности в силе.
Страдают от санкций за ненадлежащую рекламу не только банки, но и их партнеры. ООО «Реалит» в Череповце решило продвинуть свои услуги по установке пластиковых окон в кредит в местной газете «Бизнес-Информ», разместив на первой странице объявление: «ОКНА ДВЕРИ ЛОДЖИИ_скидка рассрочка кредит». Кредит? А кредитор кто? А где сведения об условиях предоставления кредита (товарный, коммерческий, отсрочка, рассрочка платежа)? Не указано? Ага, нарушение требований части 7 статьи 5 закона «О рекламе». Штраф - стандартные 100 тысяч. И снова жалоба в суд, апелляция, кассация, и опять отказ, последний – в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа.
И попытка уклониться от указания стоимости услуги, заменив ее процентной ставкой (часть 7.1 статьи 5 закона «О рекламе»), тоже карается. Банк «Траст» установил при предоставлении потребительского кредита возможность подключения дополнительного пакета услуг «Добровольное страхование жизни и здоровья заемщиков по кредитам на неотложные нужды», указав плату за него в процентах. По мнению надзорного органа, это нарушает право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. Банк привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП (нарушение иных прав потребителя) в виде штрафа 5 000 рублей.
Есть и экзотические случаи привлечения к ответственности. Рассмотрим пару таких.
УФАС Красноярского края оштрафовало банк «Кедр» на…, конечно, 100 тысяч рублей, за рекламу с изображением процесса курения. А это запрещено пунктом 3 части 5 статьи 5 закона «О рекламе». Обращение в суд и апелляция банку не помогли.
Ну, и напоследок, – совсем веселое. «Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!». С таким заманчивым предложением обратился в период финансового кризиса 2008 года к потенциальным клиентам «СКБ-банк», Территориальное управление ФАС креатив не оценило и квалифицировало его как нарушение части 6 статьи 5 закона «О рекламе»: использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
По традиции рецепт напоследок: каждое рекламное объявление и правомерность его распространения необходимо оценивать с точки зрения соответствия закону, прежде чем направлять потребителям, согласовывать с юристами, комплайенс-специалистами, а иногда – и с подразделением безопасности тоже. Ну, и сдерживать свой креатив. Не только в банках.

1 комментарий: