На информационном
портале Retail & Loyalty выложен мой комментарий относительно очередного запроса Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ) российскому Президенту о переносе баз
персональных данных россиян в Россию.
Привожу текст полностью.
Решение «проблемы 1 сентября» существует и не
требует изменений в законе о персональных данных
Такое мнение относительно просьб бизнеса к
президенту «отложить» применение норм закона о персональных данных редакции
R&L высказал эксперт по информационной безопасности Михаил
Емельянников.
Как ранее уже
сообщал информационный портал Retail & Loyalty, со ссылкой на «Ъ»,
руководитель Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Филипп Пегорье в ходе
Петербургского международного экономического форума обратился к В.Путину с
просьбой отсрочить наказание за нарушение закона «О персональных данных»,
связанное с обязанностью иностранных компаний хранить персональные данные
россиян на российской территории.
Редакция нашего портала попросила
прокомментировать данную просьбу АЕБ управляющего партнера Консалтингового агентства
«Емельянников, Попова и партнеры» Михаила Емельянникова. Эксперт полагает, что
сам закон изменить уже нельзя (т.к. Государственная Дума находится на
каникулах), а президент дать команду «не выполнять» закон попросту не может –
т.к. это противоречит Конституции, и предлагает иной путь решения проблемы без
нарушения закона, даже формального.
"На сегодняшний день российское
законодательство предусматривает два вида наказания за невыполнение требования
о нахождении на территории России баз данных с персональными данными российских
граждан, в которых они должны размещаться в период их сбора.
В соответствии со статьей 13.11 КоАП,
нарушение юридическим лицом установленного законом порядка сбора, хранения,
использования или распространения персональных данных, под которое как раз и
подпадает невыполнение требований о территориальности баз персональных данных,
влечет штраф от 5 до10 тысяч рублей. В случае, если персональные данные
непосредственно размещаются на зарубежном сайте и не фиксируются предварительно
в базе данных на территории России, доступ к такому сайту может быть
заблокирован по решению суда, вступившему в законную силу.
Такая санкция гораздо более серьезная, чем
административная ответственность в виде штрафа – потенциальными нарушителями,
сайты которых для россиян могут оказаться недоступными, являются системы
бронирования всего, чего угодно – билетов, отелей, машин и т.д., зарубежные
интернет-магазины, включая гигантов типа Amazon или Alibaba, социальные сети,
например, Facebook и Twitter и т.п. Периодически возникают слухи, что кто-то из
гигантов решил базы перенести в Россию, но реальных подтверждений этому пока
нет.
У проблемы обеспечения соответствия закону
несколько составляющих. Иногда это сделать сложно технически, как для систем
бронирования, где заказ идет из единой базы в реальном масштабе времени, и
буфер в России меняет всю топологию системы. Иногда это требует перестройки
всех бизнес-процессов, связанных с обработкой персональных данных работников
международных и зарубежных компаний, их клиентов и т.д., поскольку учетные
системы, такие как кадровые или CRM, находятся за рубежом, и в них стекаются
данные со всего мира. В таких случаях за пару оставшихся месяцев ничего сделать
не удастся.
Есть ли выход? На мой взгляд есть, и очень
простой. В подготавливаемом в настоящее время постановлении Правительства РФ «О
Реестре нарушителей прав субъектов персональных данных» достаточно просто
указать, что именно оно (а не закон, или отдельные положения ФЗ) вступит в силу
с 1 сентября 2016 года. И закон менять не надо, и отсрочка появится, и время,
чтобы правоприменителям разобраться, кто подпадает под исключения, имеющиеся в
законе, и может в Россию ничего не переносить, а кто нет, даже выдать им
предписания об устранении, но в предписаниях указать срок исполнения опять-таки
не ранее 1 сентября 2016 года.
Иначе в очередной раз мы увидим
избирательность правоприменения, «чистых» и «нечистых», повод для коррупции и
еще большее падение доверия зарубежного бизнеса к России. А кто-то уйдет из
России совсем, первые факты такого решения проблемы соответствия закону уже
появились".
Источник: Retail&Loyalty
Комментариев нет:
Отправить комментарий