29 июня Президент
России подписал Федеральный
закон № 193-ФЗ «О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской
Федерации». Поправки существенно, в разы, увеличивают размер штрафов за незаконное
получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую,
налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она
была доверена или стала известна по службе или работе.
За экономический
шпионаж (собирание сведений, отнесенных к этим трем видам тайн, путем похищения
документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом) максимальный размер
штрафа увеличивается с 80 тысяч до 500 тысяч рублей, а размер зарплаты,
устанавливаемой в качестве штрафа, – с полугодовой до годовой. За разглашение
доверенных секретов при отсутствии доказательств наличия корыстных побуждений штраф
увеличивается со 120 тысяч до 1 миллиона рублей, размер зарплаты
– с годовой до двухлетней. Если же такие действия причинили крупный ущерб или
были совершены из корыстной заинтересованности, максимальный размер штрафа
увеличивается с 200 тысяч до полутора миллионов рублей, или, при
исчислении, исходя из размеров заработной платы – с полуторагодовой до
трехлетней.
Такие изменения
представляются весьма обоснованными. Штрафы в 10 или 40 тысяч рублей при
реальной цене коммерческих секретов в миллионы, минимум – в сотни тысяч рублей (примеров
судебных решений именно с такими штрафами и такими суммами, полученными за секреты,
достаточно) не могут отвратить от искушения их украсть и продать. А вот миллион
рублей штрафа за объявление в интернете «продам базу ста тысяч застрахованных
лиц за 50 тысяч рублей» могут некоторым мозги прочистить хорошо. Отнесение баз
данных клиентов, в том числе физических лиц, к коммерческой тайне при таких
штрафах заставит подумать их потенциального продавца о возможных последствиях такого
«бизнеса» для него лично, а если в организации постоянно напоминать о мерах
ответственности, да еще иллюстрировать такие напоминания судебной практикой (а
ее много, суды
с отнесением баз данных к коммерческой тайне с удовольствием соглашаются),
профилактика возможных нарушений обязательно даст свои плоды.
Учитывая, что недавно
максимальный срок лишения свободы за разглашение тайн был снижен с 10 до 7 лет,
значительное увеличение штрафов все же позволяет обладателю секретов более
эффективно защищать свои интересы. Но не будем забывать, что в отношении коммерческой тайны все это возможно
только при полном выполнении требований по установлению режима коммерческой
тайны, определенных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2004 N
98-ФЗ «О коммерческой тайне».
А вот с банковской тайной сложнее, так как
законодательство не регулирует состав и содержание мер по ее охране. Представляется
целесообразным в кредитно-финансовых учреждениях формировать перечень сведений,
отнесенных к банковской тайне, хотя такого требования в законе и нет. Но
формулировка статьи 26 закона «О банках и банковской деятельности» «Кредитная
организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному
страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих
клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить
тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых
кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону»
однозначно говорит о том, что состав таких сведений надо как-то зафиксировать.
Иначе мы будем постоянно читать в судебных решениях, что обвиняемый не знал и
не имел оснований знать, что разглашенные или используемые им сведения
охраняются законом.
Вот такие рецепты по
поводу нового закона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий