Нынешний состав
Государственной Думы закончил свою работу ударным принятием новой порции
законов, которые также ударно одобрил Совет Федерации. В нескольких постах
прокомментирую изменения, прямо затрагивающие вопросы информационной
безопасности.
В первую очередь
проанализируем изменения, которые касаются регламентации создания, ведения и
опубликования баз и банков данных граждан и юридических лиц, а также организации
к ним доступа.
Начнем с изменений
Налогового кодекса РФ, в котором существенно изменено содержание понятия
налоговой тайны. Изменено, читай, в очередной раз сужено. Шагреневая кожа
информации ограниченного доступа продолжает сжиматься.
Федеральным законом
от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации» откорректирована статья 102 «Налоговая
тайна».
Самое важное, на мой
взгляд, в новой редакции закона: теперь к налоговой тайне не могут относиться
три дополнительных группы сведений:
·
о
среднесписочной численности работников организации за календарный год,
предшествующий году размещения указанных сведений в интернете;
·
об
уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения
указанных сведений в интернете, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и
сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на
таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных
налоговым агентом;
·
о
суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности
организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в
интернете.
И еще одно крайне
важное новшество. В статье 102 появилась новая часть 1.1, раскрывающая механизм
размещения информации, которая не составляет налоговую тайну, в глобальной
сети. В соответствии с ней сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням
и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах
ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, применяемых
налогоплательщиками, и участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков,
среднесписочной численности работников, уплаченных суммах налогов и сборов (по
каждому налогу и сбору) и суммах доходов и расходов, размещаются в форме
открытых данных на официальном сайте ФНС в сети интернет, за исключением
сведений, составляющих государственную тайну. Сроки и период размещения таких
сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются самой же ФНС.
То есть теперь
скрывать размер полученных юридическим лицом доходов просто бессмысленно – вся
информация о доходах становится открытой и общедоступной. Теперь мы не будем, как
привыкли, читать в публикациях сакральную фразу «раскрыть размер полученных
доходов имярек отказался, сославшись на коммерческую тайну». И, соответственно,
относить все эти сведения к коммерческой тайне никак нельзя, так как они
подпадают под определение пункта 11 статьи 5 закона «О коммерческой тайне», устанавливающего,
что не могут относиться к этой категории сведений ограниченного доступа сведения,
обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к
которым установлена иными федеральными законами.
Так что организациям,
в которых установлен режим коммерческой тайны, целесообразно проанализировать
перечень сведений, к ней отнесенных, чтобы не оказаться нарушителями закона и
не попасть под риск оспаривания правомерности установления режима из-за
включения в перечень сведений, которые там присутствовать не могут.
ФНС с размещением
информации определилась на редкость оперативно: эти данные появятся на сайте
службы до 1 июля 2017 года.
Формирование так
любимых многими рейтингов компаний разных сегментов экономики станет простым и
доступным для всех желающих: заходишь на сайт ФНС, вводишь название компании и
все, как на ладони.
Новым законом также существенно
откорректированы определения ряда категорий сведений, ранее уже исключенных из
понятия налоговой тайны.
Для общедоступных
сведений, в том числе ставших таковыми с согласия их
обладателя-налогоплательщика, появилось важное уточнение: «Такое согласие представляется
по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных
налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов». Ждем, когда ФНС эти формы, формат и порядок определит. А без
них – налогоплательщик пока никак не может раскрыть свои данные по собственной
инициативе.
В отношении нарушений
законодательства, также исключенных из понятия налоговой тайны, появилось
уточнение – «в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при
их наличии». То есть обращено внимание на то, что сам факт выставления пени –
уже свидетельство нарушения закона, и об этом узнают все желающие контрагенты
должника, поскольку эта информация, как я написал выше, раскрывается на сайте
фискальной службы.
«О, сколько нам
открытий чудных готовит просвещенья дух» © А.С. Пушкин.
3 апреля 2016 года внесены изменения в налоговый кодекс
ОтветитьУдалитьСергей, а эти изменения имеют отношение к тексту поста? Изменения в НК РФ вносятся многократно и ежегодно.
ОтветитьУдалить